В ближайшие годы в Украине откроется множество частных детских садов и школ. Это неизбежно. Особенно после того, как будет принят новый Закон об образовании, вследствие чего рынок частного, альтернативного, домашнего и других форм образования сможет задышать намного свободнее.
 
Открытие новых школ - это не только тренд и для некоторых в будущем успешный бизнес. Нас ведет природа, обществом руководят инстинкты - нам важно позаботиться о собственных детях (если точнее, то о своих чувствах и потребностях по поводу своих детей). Так, по моим прогнозам, все больше современных украинских родителей будут продолжать сталкиваться с осознанием, что в нашей стране детей просто негде учить. Точнее, на грани невозможного найти школу, которая не просто обещает дать знания (прошлый век, все знания в 5-секундном доступе из любого гаджета), навыки (это в самом лучшем случае), но и действительно близка родителю по ценностям.


Главный двигатель прогресса - Любовь. Она побеждает нелюбовь, культивируемую утилитарной системой, на деле прорастая в новые формы воспитания и обучения детей. Тем самым запуская социальные изменения в обществе. Amor vincit omnia. Именно поэтому появляются и будут появляться новые школы, созданные любящими, смелыми, осознанными, расторопными и компетентными родителями и педагогами. Новые школы эти для кого-то не будут идеальными, а для кого-то никогда не будут доступными, но в общем и целом ситуация будет точно лучше, чем когда еще недавно количество частных школ в Украине приближалось к 1%, не говоря уже про возможности для семейного образования. Итак, просто потому, что детям всегда хочется дать лучшее, а лучшее будет жить в частных школах, сформируется запрос на лучших педагогов и вся система начнет куда-то двигаться...

(А вдруг... однажды настанут дни, когда частные школы начнут объединяться по ценностям, создавать консорциумы и сообщества, чтобы общими усилиями обучать педагогов, делиться лучшими практиками, постепенно из конкурентной парадигмы перейдут в партнерскую... между школами, родителями и государством возникнет синергия и все образование, и все страна рванет... прямо как это произошло с образованием в Дубае! Так, стой. Что-то замечталась ты, Катя. Ладно, пошли дальше).

Но существуют и частные сады и школы, созданные из совершенно других побуждений. Я не знаю, как относиться к уже начавшемуся неизбежному процессу полного переформатирования рынка образования. Точнее, к тому факту, что в нашей стране этот reshuffling будет происходить практически бесконтрольно - наше государство в этом процессе просто не способно играть определяющей роли. А рынку я бы не стала доверять. Ведь образование - это про будущее страны, и неплохо было бы иметь не только ориентиры, но и точки контроля, KPIs. Наш рынок образования слишком незрел, чтобы осознанно на коллективном уровне создать себе высокие стандарты, к которым следует стремиться ради общей цели. Ведь дети - они все, в некотором смысле, НАШИ. Они объединяют нас настолько, насколько нас объединяет общее БУДУЩЕЕ этой страны.

Все же наблюдая за тем, из каких соображений делается выбор в пользу школы для ребенка умными и успешными (в социальном плане) людьми, я теряюсь. По моим ощущениям, вряд ли нам поможет выйти на новый уровень образования созданная рынком и закрепленная в Законе конкуренция без какой-либо единой рамки критериев успешности работы детских садов и школ.

Меня почти каждый день просят порекомендовать школу. Мне сложно отвечать на этот вопрос. Если я не родитель (а иногда даже если родитель), я не имею целостной картины и не хочу делать выводы по отдельным фрагментам. Я - человек, любящий целостно совмещать интуицию с рацио. Без хоть каких-либо ориентиров со стороны независимых экспертных структур я как будто становлюсь заложником исключительно личного опыта, ощущений и сплетен других людей. Мне этого недостаточно.

Повторюсь, в нашей стране нет универсальной, общепринятой рамки критериев оценивания школ. Которая, помимо результатов ЗНО (единственный на сегодняшний день критерий, по которому еще до недавнего времени можно было сравнивать школы), включала бы в себя степень подготовки педагогов (где и у кого они учатся и повышают квалификацию), количество педагогов-предметников и преподавателей иностранного, сдавших ТOEFL или IELTS или DELF/DALF или С1/С2 - на уровне абитуриента в достойный иностранный ВУЗ; оценку психологического климата в школе, степень эмоционального развития преподавателей, качество обратной связи и обмена мнениями между всеми стейкхолдерами школы - администрацией, учителями, помогающими сотрудниками, родителями, детьми (то есть корпоративной культуры). И многие другие параметры, конечно.

Что ж, ситуация такая, какая она есть. Остается только принять и искать жизнеспособные решения. И тогда первое, что мне хочется донести до родителей - что идеальных школ не бывает. Везде есть сложности и особенности. Разным детям подходят разные школы и даже разные форматы обучения (не всегда школьное обучение - хороший вариант, а некоторым родителям хоумскулеров настойчиво рекомендую всерьез рассмотреть вариант соседской школы). Результат, будете ли вы удовлетворены школой - непредсказуем. Я иногда вижу это как алхимию как минимум сотни субъективных и объективных факторов... и еще немножко Кармы (или Дхармы)))

В то же время, есть три фундаментальных критерия/маркера, в которые глубоко верю и которыми с родителями делюсь открыто.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, будущий успех школы, особенно альтернативной частной школы, зависит от осознанности, широты мышления и стадии развития (в личном жизненном цикле) ЛИДЕРА этой школы. И, конечно же, членов команды, которую он питает и развивает (да, именно питает и развивает, а не "эти люди на меня работают!"). Потому что именно лидер (он или она, или иногда их бывает двое, и тогда это реально круто) инициирует и формирует всю культуру и систему. Включая подготовку педагогов, создание атмосферы открытости к обратной связи, психологического комфорта, академические и проектные цели и задачи - в общем, все, из чего состоит школа.

Хотите действительно понять курс школы, которую Вы выбираете для ребенка? Задавайте личные вопросы основателям и директорам. Спрашивайте, где учились, работали, продолжают учиться сами и как обучают педагогов. Внимательно слушайте. 
Если вы почувствуете, что это люди из ВАШЕЙ песочницы, если они осознают свою личную Миссию и эта школа помогает им ее реализовать, если бы вы с интересом учились бы у их наставников, РИСКУЙТЕ. Даже если эти люди - в формальном плане новички в образовании (то есть не заканчивели педвуз или не посещают государственные курсы повышения квалификации для директоров и педагогов). Чем меньше истории взаимодействия с системой, тем меньше психологическая травма и обусловливание педагогическими традициями советского прошлого, тем более открытое мышление (growth mindset), тем лучше для них, вас и ваших детей. Даже если это новая школа, пускайтесь в это путешествие в неизвестность вместе с близкими по духу людьми. Задавайте много вопросов и, помимо содержания ответов, обращайте внимание на свои ощущения рядом, когда вы находитесь рядом с ними.

Когда-то Эва Рамбала, одна из моих учителей, сказала фразу: "Люди ценят в нас не то, что мы говорим или делаем, а то, как они чувствуют себя рядом с нами". Я запомнила ее на всю жизнь. Скорее всего, вы все равно столкнетесь со сложностями (это случается даже с людьми "из одной песочницы"). Спасти вас смогут глубокие разговоры и обоюдная мудрость. Поверьте, если речь идет о сообществе, в котором большую часть дня проводит ваш ребенок и которое фактически его формирует, в это стоит инвестировать энергию, время и деньги.

Итак, вы хотите, чтобы педагоги смотрели на ваших детей как на партнеров по развитию? (суть концепции "педагогики партнерства, изложенной на сайте МОН в Концепции Новой Украинской Школы") Тогда ВТОРОЙ маркер и батарея вопросов: спрашивайте, как находят и как готовят собственники школы АДМИНИСТРАЦИЮ школы. Да, именно первый эшелон лидеров - директор, завучи, методисты. Как повышают квалификацию и обучают лидеров управленческим компетенциям? Какие у них отношения с собственником? Могут ли они открыто дать обратную связь или поделиться своими беспокойствами, попросить совет без угрозы быть осужденным и, тем более, уволенным? Именно от них - от лидеров - зависит то, в какой корпоративной культуре работают, творят и развиваются педагоги школы.

И, наконец, ТРЕТИЙ маркер: где повышают квалификацию педагоги, уже работающие в школе? Получают ли удовольствие от работы, есть ли место для фана и легкости? Поддерживается ли в школе культура life-long learning (обучение на протяжении всей жизни). Кого считают авторитетами? Есть ли в перечне их "гуру педагогики" имена помимо Сухомлинского и Макаренко? Знают ли они ведущих педагогов-новаторов современности, определяющих тренды и признанных мировым сообществом педагогов и психологов? У кого и как обучаются и повышают квалификацию? Ведется ли работа по эмоциональному развитию и обучению ненасильственному общению и навыкам мирного разрешения конфликтов среди сотрудников школы? Есть ли обученные медиаторы? Ведь эти навыки могут быть переданы детям только вследствие проведенной глубинной внутренней работы над собой.

Как вообще в школе разрешаются конфликты? Есть ли наравне с должностными инструкциями разработанные протоколы/процедуры разрешения конфликтов? "У нас в школе нет конфликтов, у нас все очень добрые". Правда? Поворачивайтесь и делайте ноги. Или ждите вопиющих кейсов буллинга, о большинстве которых вы, скорее всего, так и не узнаете. Потому что такого не бывает. Конфлиты есть везде. Либо о них не говорится, они не решаются, их "заметают под ковер", и тогда они постепенно уходят "в тень" и эта тень висит над всей организацией, влияя на ее корпоративную культуру, репутацию и общую успешность.

Эмоции (дословно - energy motion) - основа нашего внутреннего мира, они определяют наше субъективное благополучие и влияют на качество жизни в целом. Нерешенные конфликты разрушают нас, а решаемые мирным путем конфликты могут стать источником всеобщего роста, развития и процветания. Именно поэтому обучение осознанному общению и мирному разрешению конфликтов так важно для каждой школы.

Позволю себе дать совет. Не столько как психолог и тренер в сфере образования, все больше как мама, прошедшая с тремя детьми с десяток садов и школ и хоумскулинг.
Если вы решили отдать ребенка в частную школу, не ищите внешних условий. Да, пространство это важно, но не первостепенно. Вашу удовлетворенность школой определит то, совпадете ли вы по ценностям с ключевыми людьми. Та же история, что и в семье и на работе.

Дети - это самое важное. Там, где важность - там надо быть готовым столкнуться с болью. Внутренне мы разрешаем себе исследовать и трансформировать эмоциональные переживания только в безопасном пространстве с людьми, близкими по ценностям. Ищите такое место для себя и своих детей.

Ищите партнерские, доверительные отношения с собственниками, директорами и учителями школы, куда вы отдаете самое драгоценное. Просите об индивидуальном времени, спокойно и структурировано говорите о ваших страхах, беспокойствах и потребностях.

Каждому родителю, давшему жизнь и несущему ответственность за другую душу, хочется понимать, как эволюционирует его дитя. И качество сердечной связи с другими взрослыми, которые тоже вкладывают в него часть себя, играет ключевую роль.

Поэтому ищите такие школы, где собственник, лидер и педагог способен говорить с вами как с партнером, а не как с платящим клиентом. Целостность - это про способность говорить на языке сердца и в то же время держать границы. По моему опыту, нет ничего живее, красивее и благороднее честности в отношениях в ненасильственной, некритичной форме.

Такого рода целостность - большая редкость и международная проблема. Но и ее можно найти, причем в разных школах и садах, а не только частных. Сокровища, уникумы, миссионеры и педагоги-волшебники, способные направить в позитивное русло судьбы людей, встречаются в разных школах, городах и странах.

Образование = обучение + воспитание. "Семья воспитывает, а школа обучает" - это миф. Воспитание маленького человека происходит постоянно в поле сознания более зрелого человека, с которым ребенок ощущает эмоциональную связь, и который постоянно коммуницирует ему смыслы и культурные мемы. У близких ребенку взрослых нет не важных слов и поступков. Через быстро формирующиеся нейронные связи, открытость мышления, локаторы ребенка через вербальную и невербальную коммуникацию улавливают все. Поэтому и воспитание, и обучение (особенно навыкам и компетентностям) в жизни ребенка происходит постоянно и нераздельно в процессе общения со всеми взрослыми, с которыми ребенок соприкасается и по отношению к которым ощущает привязанность.

Поэтому, как сказала Дороти Дей еще в XX веке, "Главный вызов наших дней - это как воплотить в жизнь революцию сердца, революцию, которая начинается с каждого из нас".

P.S. Навеяно вчерашним семинаром для новой альтернативной школы DECLifeSchool: "Life-Enriching Education" ("Образование, обогащающее жизнь"). Об обучении в мире VUCA, о навыках для жизни в XXI веке, о позитивной психологии в школе, о силах характера и добродетелях по Мартину Сэлигману и Крису Питерсону - об образовании, в основе которого лежат ценности.

Текст Катерины Ясько, взят со страницы в Facebook.