Osvitanova.com.ua

Недавно Ольга Юрковская, психолог и предприниматель, мама троих детей, которые обучаются на хоумскулинге, опубликовала в Facebook пост о старшей дочери Кате, которая самостоятельно в 14 лет организовала свою поездку в языковой лагерь США. Пост набрал невероятно большое количество комментариев. Одни люди писали, что это – неправда, другие – поддерживали такую самостоятельность и восхищались. Мы же, “Освіта Нова”, попросили Ольгу более детально рассказать, как обучаются ее дети, с чем сталкиваются и как собственно растут такими самостоятельными. 

Ольга Юрковская, психолог, предприниматель, консультант по управлению бизнесом, автор книг и онлайн-курсов о воспитании и обучении детей, мама троих детей – двух школьниц-хоумскулеров Кати (14 лет), Настя (12 лет) и сына Кости (10 лет).

 

Как  Вы пришли к хоумскулингу? Почему выбрали такой формат обучения детей, а не альтернативную школу, например?

В Беларуси просто нет альтернативных школ. Есть частные школы, обучение в которых стоит от $500 в месяц, но работают они по государственной программе и отличаются разве что более новым помещением и меньшим количеством учеников в классе. Школ, которые работали, например, по Вальдорфской педагогике или каким-то действительно альтернативным методикам, у нас вообще нет. Поэтому и выбирать не из чего.

А когда я вижу учителей в любой нашей школе, озлобленных и ограниченных, не вижу смысла в общении моих детей с ними. Потому и хоумскулинг.

И я сама была на хоумскулинге с 6 класса как спортсмен. Мы, олимпийский резерв, появлялись в школе на несколько дней, чтобы сдать зачеты. Глядя сейчас на одноклассников-хоумскулеров, вижу успешных и состоявшихся людей. В отличие от тех, кто ходил в школу и выбрал путь госслужбы или науки, а сейчас работает за две копейки на низких должностях, крайне недоволен своей жизнью, но не готов ее менять. Это мой личный опыт и сравнение нас, реальных людей, который говорит о пользе хоумскулинга.

 

Готовили ли как-то детей к тому, что они будут на домашнем обучении, или они сами приняли такое решение?

В Беларуси это называется «индивидуальный учебный план» – ребенок числится в классе, может посещать все уроки, а может не посещать, но обязан сдавать все контрольные. Каждый день и до сих пор мои дети сами решают – идти в школу или нет, на один урок, три или на весь день, или не пойти вообще.

У детей возникает желание идти в школу или нет?

Нет. Ходят только сдавать текущие контрольные вместе с классом, чтобы лишний раз не дергать учителя, не привлекать излишнее внимание. Самостоятельно решают все вопросы с учителями – когда посетить школу, что необходимо сдать, чтобы получить оценки за четверть.

 

Насколько такая система обучения популярна в Беларуси по сравнению с традиционным форматом?

Статистики по стране не знаю. Но общая проблема у нас в том, что такой формат обучения отдан на усмотрение администрации школы, которая чаще всего не одобряет такой подход, относится к нему резко отрицательно и рассказывает родителям, что это незаконно. Лишь единицы вменяемых директоров школ понимают преимущества такого подхода.

Даже в нашей школе я сталкиваюсь с постоянным сопротивлением администрации.

Например, в августе предстоит очередная беседа с директором, который в мае со словами «Все, кончилась вольница», сообщил Кате, что не оформит ее на следующий год на индивидуальный план.

Иногда только шантажом и угрозами, массовым написанием жалоб в Минобр, делая из себя скандалистов и склочников, родители «выбивают» себе возможность индивидуального обучения детей.

 

Как отражается это непосредственно на оценивании и отношении к Вашим детям?

Например, ребенку могут снизить оценки до «удовлетворительно» просто за то, что он не посещает школу. Были ситуации, когда ребенок прочитал полностью повесть, а не урезанный вариант из школьного учебника, написал сочинение по полной версии и получил за это низкую оценку, которую учительница объяснила так: «За то, что училась не по учебнику, оценка снижена».

Получается, зная намного больше и готовясь ко всем контрольным глубже, мои дети учатся не выше «удовлетворительно». 

 

Как именно организована учеба ваших детей? Нанимаете репетиторов, следите за расписанием детей, вовлекаетесь лично в учебу и в каких случаях?

Если под учебой понимать «получение школьных знаний», то дети раз в году проходят курсы «Учебник за месяц». Например, в июне они ходили на курсы по математике, физике, химии, русскому, Настя – по английскому, а Катя учит английский по Skype. За этот курс они изучают годовую программу предмета. Получается, что школьная программа занимает у них всего один месяц в году. Освоив ее на год вперед, просто приходят на контрольные, а углубляются в предметы, интересные им.

 

И им хватает всего месяц времени, чтобы освоить всю годовую школьную программу по всем предметам?

Как проходит школьное время? Из 45 минут урока новый материал дают за 5 минут, а 40 минут повтор того, что было. Поэтому при нашем домашнем формате обучения получаем 90% экономии времени. Но при этом на детях лежит ответственность сдать все зачеты и контрольные, иначе их снимут с индивидуального обучения.

В целом, получается, что мои дети эффективно учатся, а не просиживают время. 

 

Чем они занимаются в оставшееся время?

Чем хотят. Посещают секции и кружки, ездят в поездки. Просто гуляют. Занимаются брейк-дансом, прыгают на батутах, ездят в бассейн. Настя ездит к художнице заниматься. Были и шахматы, но секция переехала на другой конец города, и дети прекратили занятия. То одним увлекутся, то другим. Бывает, начнут ходить на новый кружок, но через время разонравится и перестают.  Как хотят, так и наполняют свое время. Чего-то экстраординарного или выдающегося нет.

Использовали ли Вы какие-то программу тайм-менджмента или что-то подобное для хоумскулинга?

По-моему, больные люди так учатся. Устраивать какие-то тайм-менджментные гонки, когда у ребенка круглый год каникулы, зачем? На мой взгляд, это говорит о неврозе родителей.

Моя первостепенная задача, когда дети идут в школу, сделать так, чтобы они могли освоить все предметы. Потому в начале школы они занимались скорочтением и на курсах памяти и внимания. Это позволяет закрыть всю программу постсоветской школы и института, потому что хорошая память, внимание и умение быстро извлекать информацию – всегда нужно и прекрасно влияет на успеваемость.

Я считаю, что у ребенка должно быть время на саморефлексию – побыть 2-3 часа сам с собой, без структурированного времени занятий. У ребенка должно быть время на самоисследование, чтение, творческие занятия. Зачем все расписывать по минутам, если ты не привязан к другим людям и можешь заниматься чем-то тогда, когда на это есть силы, желание и вдохновение? Конечно, если тренировка у тебя на определенное время, учитываешь.

Лично я работаю в таком же режиме. Есть вдохновение – могу работать подряд 12 часов и сделать гораздо больше, чем за месяц, но потом три дня не прикасаться ни к чему. Почему детей я должна встраивать в какой-то другой режим? Я же не готовлю их к конвейеру на заводе.

Если ребенок растет свободной, творческой личностью, мы не должны встраивать навыки фабричного рабочего.

В Украине сейчас наблюдаю бум альтернативных школ, появляются новые форматы обучения и различные экспериментальные методики. Как к такого рода образованию относитесь?

Я ко всему образованию отношусь по одному принципу: «У кого учитесь?». Не «Что организовано?», а «Кто?».

В Беларуси был случай, когда психолог, психотерапевт, известный человек организовал лагерь для детей и проводил неэтичные психологические эксперименты, не говоря уже о физическом развращении девочек. Вскрылась эта история спустя 20 лет, когда люди выросли и начали рассказывать о детских травмах. Программа лагеря была прекрасной, все внешние факторы – отличные, но исполнитель, внешне также прекрасный для общества, оказался ужасным.

Поэтому стоит вопрос так: «Кто будет влиять на ваших детей?» Человек этичный, порядочный, «добрая тетя»..?

 

Как выбрать такого педагога или воспитателя?

Есть у меня один универсальный совет. Не берите педагога самого заслуженного и с регалиями. А берите того, на ком на перемене гроздьями висят дети. Это критерий –  «добрая тетя» – по которому можно выбирать педагога, школу, систему обучения. Горят глаза, энтузиаст, который любит свой предмет и детей – правильный набор качеств. Остальные вещи встроятся, даже в советской школе.

У меня Катя как-то с огромным удовольствием три недели подряд ходила в начальную школу, потому что любила учительницу. Но в средней школе встретила каких-то диких людей, явно ненавидящих детей, и желание быть в их обществе исчезло.

Мы всегда можем зайти в класс и понять – горит человек своей работой или это человек озлобленный, не на своем месте. Тут исследований проводить не нужно.

 

Почему же большинство учителей «злые тети», а мы отправляем детей в школу?

Просто врем самим себе. Начинаем придумывать: «А может она строгая», «Дисциплина – это важно»… Нет! Она просто детей не любит.

 

Каким должен быть запрос родителя к образованию детей сейчас, чтобы подготовить к будущему? Что держать на контроле независимо от того, учится ребенок на хоумскулинге или в школе?

Самое главное – сохранить познавательную активность. Иногда дети нас бесят своими «почему-что-как?», но это надо не убить за школьные годы. Желание разобраться, выяснить, изучить должно остаться у ребенка в целостности.

Например, Катя пишет работу по истории. Читает учебник, который неполон и противоречит альтернативным источникам информации. Работу пишет по принципу «в учебнике это – неполная информация, а полная – такая-то информация». Показала мне работу, говорю ей: «Тебе тройку поставят за такой подход, понимаешь это?». Она все равно решила так написать. Лишь один раз она за такой подход получила высший балл, когда пришел молодой учитель. Я была изумлена. Во всех остальных случаях получала не выше тройки за то, что вышла за пределы учебника.

Но невзирая на это, дочь продолжает любить историю, ей интересно найти и проанализировать информацию из разных источников, составить свое мнение и его написать. И это важнее всего, а не оценка. Извлечь из всей информации, которой мы завалены, и составить свое мнение – этим взрослые круто зарабатывают, благодаря этому быстро обучаются новому и всегда востребованы.

 

То есть познавательная способность убивается школой, а дома предоставленная им свобода выбора сама по себе не убивает эту способность?

Это общий подход к общению с детьми. Нужно просто разговаривать с ними на все темы. Например, один человек на вопрос: «Есть ли Бог?» расскажет свою картину мира, а другой ответит так: «Есть я с таким мнением, есть атеисты – с таким-то мнением, есть еще кто-то... Вот такие источники информации. А какого мнения будешь придерживаться ты – будет твой опыт, эксперименты, выводы». Ребенок начинает исследовать этот вопрос глубже, с разных сторон, переживать годами и формировать свое собственное отношение к мироустройству. Такой подход можно применять по каждой мелочи, и тогда ребенок будет всегда искать свой путь и познавать мир.

Но надо быть готовой к тому, что ребенок не обязан считать так, как считаете вы, папа, бабушка, а будет формировать свой собственный ответ.

 

Вы сказали, что дети учатся на тройки. Вас беспокоит их успеваемость?

Родитель должен задумываться над тем, как данная ситуация повлияет на будущее ребенка через 20-30 лет? Все. Других критериев нет. Так какая же разница, тройка у него или пятерка по какому-то предмету? Зачем париться из-за этой цифры?

Только один вопрос важен: кто рядом с ребенком и с кого он считывает модель поведения, насколько этот человек унижает и травмирует или вдохновляет и помогает ребенку чем-то интересоваться. Все остальное – решаемые вещи.

 

Ваш пост о том, как дочь самостоятельно в 14 лет организовала себе поездку в языковой лагерь в США, набрал очень много негативных комментариев. Почему общество не верит в самостоятельность ребенка в таком возрасте?

Они завидуют. Мой ребенок сделал то, что недоступно большинству людей в нашей стране. Большинство взрослых просто никогда в жизни не полетят в Америку. Кто пишет гадости, сидит за две копейки в своих рогах-копытах и тратит время только на грязные комментарии в соцсетях. Они не пойдут учиться, развиваться, искать время на подработку, а будут сидеть в своем болоте, пиная более успешных.

 

 

Но в чем же секрет самостоятельности детей-хоумскулеров?

Это всегда только пример родителей. Дети никогда не делают то, что мы им говорим. Они обезьянничают. Если они подражают школьным учителям, вырастает стадо людей с одним вариантом правильного ответа. Если дети попадают куда-то, где есть значимый взрослый, и начинают обезьянничать с него – вырастают похожие на него люди. Я видела много таких ситуаций.

Например, мои родители были необразованными, работали на заводе. А я пошла в секцию по шахматам и была под влиянием моих тренеров. Естественно, с познавательной активностью и самостоятельными решениями брала пример не с мамы, а с тренеров.

Тоже самое с хоумскулерами. Если мама – ленивая клуша, сидящая дома за папины деньги, а папы дома нет, потому что он круглосуточно бизнесом занимается, то ребенок-хоумскулер вырастет такой же ленивой клушей, если не найдет значимого взрослого.

То есть вопрос самостоятельности ребенка – это вопрос «Под чьим влиянием находятся мои дети?» Под влиянием отобранных мною педагогов, тренеров, наставников и лично моим, или под влиянием не самых умных и свободных женщин?

Если практичные рекомендации, как развивать в ребенке самостоятельность?

Стандартный путь: ребенок смотрит, как делает взрослый – ребенок делает со взрослым – ребенок делает под присмотром взрослого – ребенок делает сам.

Естественно, делает то, что физически может сделать по его возрасту. Не надо ускорять. Например, двухлетнему ребенку иногда покупают ботинки со шнурками, но зачем? Будет ему 7 лет, научится завязывать шнурки. Не нагружать необязательными задачами, но и не препятствовать желанию делать что-то самому. Это должно быть инициативой ребенка. Когда у него возникает желание – обучать.

 

Если родитель-читатель сейчас вдохновится Вашим опытом и результатами хоумскулинга, решит пойти этим же путем и заберет ребенка из школы, например, средней или старшей, к чему ему готовиться?

Ожидать полгода расшколивания. Ребенок не будет трогать ни один учебник, а будет лежать, приходить в себя, ничем не интересоваться. В это время не надо его пинать и трогать, а нужно отнестись как к человеку с температурой 39 – бегать вокруг, но ничего не заставлять. Нужно дать восстановиться нервной системе. А потом появится познавательная активность, желание что-то делать… Может быть, повезет, и если ребенок пока не сильно загноблен школой, восстановительный период будет короче.

Готовьтесь к этой паузе, не считайте, что ошиблись или делаете что-то не так.

 

Родителям с несвободным графиком работы хоумскулинг подойдет?

А какая разница? Если ребенок маленький, например, семи лет, надо чтобы кто-то – няня, бабушка, не обязательно родитель – за ним присматривал и водил-возил по кружкам. Если речь идет о подростке, зачем ему дома родители?

Или давайте возьмем 92 дня летних каникул – как вы с ребенком без школы справляетесь? Вот это и есть ваш опыт хоумскулинга.

 

Ранее Вы писали о том, что общество стало детоцентриованным, ребенок переворачивает жизнь семьи, детей развивают с пеленок. Что думаете об этой тенденции сейчас?

Мне очень не нравится вся эта пропаганда в стиле «слей свою жизнь в пользу ребенка». Ребенку это не надо, а вам – женщине – это противопоказано. Сама мысль о том, что мама жертвует собой в пользу ребенка, у меня вызывает отторжение, потому что результаты такого подхода ужасны.

Ко мне на консультации и тренинги приходят женщины, которых бросил муж, потому что «она – никто, уважать ее не за что, она не может потянуть финансово своего ребенка, который, если он подросток, также ее не уважает». Как мне относиться к этим системам, если я вижу такие результаты и работаю с ними?

У каждого из нас 24 часа в сутки. И каждый делает свой выбор – заниматься своим профессиональным развитием, отдыхать или кубики с детьми перекладывать. Но возникает вопрос: «Дети вырастут, уйдут из дома, а кем останусь я в каждом из занятий?»

На мой взгляд все ранние развивающие занятия для детей навязывают женщины, которые профессионально не состоялись, их тяготит работа, они не умеют развиваться, учиться, не имеют уважения в обществе за профессиональные достижения, а «яжематерей» никто не уважает. Невротические попытки постоянно заниматься ребенком – это способ компенсировать собственную профессиональную несостоятельность и сбежать от понимания того, что тебя не уважают.

Кто ты сама по себе как личность? Как ты развиваешься и будет ли твой ребенок тобой гордиться? Иногда ответы на эти вопросы болезненны для многих женщин, посвятивших себя только ребенку.

В общем, мое мнение таково: раннее развитие детей и все в этом духе – не то, чем надо увлекаться современной женщине. Лучше прочитайте книгу по своей профессии или тому делу, которым хотите заниматься.

Что рекомендуете родителям почитать-посмотреть для самообразования?

У меня есть обучающие семинары по воспитанию детей, как бесплатные, так и платные. И бесплатно доступны мои мини-книги https://book.yurkovskaya.com . И традиционно о психологии детей и общении с ними – порекомендую книги Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской.

 

Ирина Порецкая, "Освіта Нова"

Поширити у соц. мережах: