На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе, как проверить, готов ли он идти в школу и как помочь ему адаптироваться к новым условиям. Мы записали самые интересные и полезные мысли вебинара Дмитрия Карпачева «Как полноценно подготовить ребенка к школе».

 

В современной украинской школе есть поразительный феномен. Она предлагает нудный и растянутый во времени процесс получения информации, формируя отвращение к процессу учебы.

При этом способность учиться является важным элементом, который как раз таки должна закладывать школа. Само понимание: «Я могу что-то выучить, если мне это надо».

Рынок труда через полтора десятка лет может кардинально измениться, а способность учиться будет нужным навыком. Потому важно, чтобы у ребенка было желание учиться. В этом надо помочь детям. И организовать схожий со школьным режим дня дошкольника, чтобы было проще адаптироваться.

Потому, чтобы не торопить события, важно учесть целый ряд факторов, прежде чем отдать ребенка в школу:

  • возможность ребенка к адаптации;
  • возможность переносить нагрузки;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие как интеллектуальных (писать, читать) навыков, так и социальных (коммуникативная инициатива);
  • тип темперамента ребенка;
  • способность к самооценке и самовосприятию ребенка, которые влияют на возможность его адаптации к новому коллективу;
  • способность ребенка отстоять свои интересы не только среди сверстников, а и на уровне ученик – учитель.

Если ребенок не готов, он может в школе «сломаться».

 

Задайте себе такие вопросы:

Что необходимо знать об эмоциях своего ребенка?

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?

Какое значение эмоциональный интеллект имеет в достижении успеха?

Что значит правильное эмоциональное воспитание?

Нужно ли защищать ребенка от негативных эмоций?

Что значит психическое здоровье ребенка?

На что обратить внимание в развитии эмоциональной сферы дошкольника?

Какие есть коммуникативные техники для общения с ребенком для гармоничного развития его эмоционального здоровья?

Если вы можете ответить на эти вопросы, то сможете оценить готовность вашего ребенка к школе.

Помните о том, что не возраст является показателем готовности ребенка к школе. А когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Эти три вектора являются основополагающими в вопросе оценки готовности дошкольника. 

 

О мотивации ребенка к учебе

У меня возникает вопрос: «В чем выгода обучения для ребенка, для первоклассника?» В целом «мотив» – это некий обобщенный образ, видение материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека. И эта ценность направляет деятельность. Мотив – это выгода.

Дети в таком возрасте не понимают, зачем им учиться. Первоклассник мотивирован учить то, что находится в сфере его интересов. При этом сам процесс изменения рода его деятельности в возрасте 6-7 лет – раньше он игрался, а теперь должен учиться – это огромный стресс.

Если ребёнок не хочет учиться – это значит, что ребёнок здравомыслящий, что он осмысленно подходит к процессу и не готов делать то, что не понимает.

Запоминать информацию – не главное в учебе. Работа с мыслительными процессами сейчас считается максимально важной. В современной школе эти процессы не рассматриваются. Мышление ребенка не развивается. В итоге мы получаем ученика, который не замотивирован, потому что не понимает ничего из происходящего, у которого недостаточно развиты процессы мышления, чтобы качественно усваивать информацию. Результат – плохие оценки или зубрежка. Оба варианта плохи.  А задача первого класса – сформировать желание учиться.

Большинство педагогов не будут заниматься обучению процессу мышления, искать индивидуальный подход, мотивировать, помогать освоить навыки концентрации, запоминания больших объемов информации, умения выступать перед аудиторией. А будут запугивать, угрожать, унижать.

Практика показывает, что охотнее всего задания выполняют дети тех родителей, которым не наплевать на то, что делает их ребенок. Если вы, родители, не обучите его навыкам восприятия информации и обучения, ему будет сложнее учиться в школе.

В первом классе у ребенка формируется самооценка и восприятие своей социальной роли. В зависимости от того, как хорошо он учится, как хорошо он установил отношения с другими, он будет осознавать себя либо лузером, либо лидером, либо держаться особняком, либо займёт совсем другую нишу в иерархии, которая существует в любом коллективе, в том числе и в первом классе.

Одновременно с тем, как ребенок идет в первый класс, в новый социум, часто у него изменяются с родителями, как правило, в худшую сторону. Вызвано это совместной подготовкой уроков. Если родителям важнее правильно выполненное домашнее задание для классного руководителя, чем то, что думает ребенок о родителях, то постепенно дом вместе с родителем превращается из опоры и защиты в некий филиал ада. Последствия сказываются в подростковом возрасте.

В первом классе ребёнок испытывает стресс. Само определение стресса – это состояние повышенного напряжения,  для которого есть физиологические, психологические и социальные причины. Физиологические связаны с тем, что ему хочется бегать-прыгать, а нельзя. Психологические –  с его неспособностью концентрироваться, выдерживать внутренний уровень напряжения, потому что нужно соответствовать тому, что о тебе думают и от тебя ожидают. Социальные – это неспособность подружиться, выстроить отношения с педагогом, одноклассниками.

Именно родители должны повлиять на снижение этого уровня стресса. Это – их задача.

 

Социализация: стоит ли вопрос волнений?

Социализация – важный психологический процесс. Это формирование поведенческих и психологических навыков, необходимых для взаимодействия с людьми. По сути, человек должен обладать какими-то элементарными навыками общения и поведения в обществе, чтобы в нем себя комфортно чувствовать. Ребёнок должен быть эффективен в своей коммуникации.

Но школу не интересует, насколько ребенок эффективен. Там интересует, насколько он удобен и управляем. Мысли и фантазии ребенка мало кого интересуют. И это может начать формироваться уже в первом классе.

 

Как оценить качество школы?

Оценку качества школы должен давать ребёнок. Не вы, родитель, а ребёнок.

Какие качества должна проявить школа? У ребёнка должна быть увлеченность и высокая познавательная активность, чтобы ему было интересно разбираться хотя бы с каким-то одним направлением до мелочей. Смелость иметь и отстаивать свою точку зрения. Важно понимание своих желаний, целей и умение их достигать. Важна настойчивость и самоуважение. Это все нужно, чтобы развиваться в жизни в целом.

Но вместо того, чтобы заниматься формированием этих важных навыков, школа формирует эмоциональную зависимость от часто предвзятого мнения окружающих. Самооценка в школе формируется не на осознании ребёнком собственной уникальности, а через на основании соответствия чужим представлениям о том, каким он, ребенок, должен быть.

Поэтому если ребенок любит учиться хоть одному предмету, значит, в принципе, всё в школе хорошо. Если ребенку вся она как каторга, то 11 лет будут посвящены не только формированию отвращения к процессу обучения, но и шаблонному мышлению по истечении 11 лет.

Диагноза «неспособность к обучению» не существует. Потому что, обучение — это комплексный процесс, который состоит из ряда мелких, других психологических процессов.

И нужно понять, что не так с обучением для вашего ребенка, если это наблюдаете.

 

Автор: Анастасия Билинская, “Освіта Нова”