Т ак получилось, что я возвращалась в эту школу 3 раза. Забыла зарядку и очки. Но эта школа моя любимая в НЙ на сегодня совсем по другой причине.  

Основатель школы Раян меньше всего похож на директора, и даже на учителя он не очень похож, хотя такой опыт у него тоже есть. Он чуткий и добрый, открытый, общительный, громкий и вежливый. Его обожают дети. Сколько мы с ним общались, на нем вечно кто-то висел, сидел, разговаривал, обнимал... А вообще в США в образование вовлечено много мужчин, в отличие от нас, например. Директора, учителя, организаторы сообществ - в основном мужчины.

В его школе 30 человек разных возрастов. Учатся все вместе. Есть условное расписание, но оно настолько условное, что его почти и нет. Каждое утро у детей собрание по группам. В каждой группе 7-8 человек, иначе неэффективно. На собрании решают, кто чем сегодня хочет заниматься. А в 2 часа дня есть ещё одно собрание, на котором дети рефлексируют и выясняют, что вышло и нет, и почему.

Предметы, которые дети изучают, выбирают сами, иногда и придумывают сами.

Если по расписанию есть история, но ее сегодня никто не хочет, то истории нет. Предметы дети изучают самостоятельно. Взрослые могут помочь в чем-то разобраться, но фронтальных уроков нет. Очень редко дети могут попросить лекцию, но чаще сами готовят семинар или занятие для других.

Здесь мало учителей. По сути, диплом есть только у Раяна, остальные работают без диплома, многие без педагогического образования вообще. В школу постоянно приглашают специалистов в какой-то области. Физика, химия, география... Они работают с детьми и их задача подготовить занятие так, чтобы вовлечь детей в процессе познания. Раян старается предложить детям множество тем, что бы у них было больше опыта общения с разными предметами, науками, получения больше навыков и опыта.

Здесь есть финансовый класс.

Туда попадают те дети, родители которых согласились на такой класс. Дети в нем учатся планировать бюджет и изучают экономику. На неделю им выдают $50 и в течение недели они вместе с ментором распределяют бюджет по разным статьям, параллельно изучая тонкости науки.

Мы пришли в школу ближе к обеду и обстановка была очень расслабленная - по коридорам сновали дети, кто-то играл в компьютерные игры, кто-то общался, кто-то катался на качели. Все дети очень открыты к общению, с удовольствием рассказывают про школу, про свою жизнь.

Я в каждой школе спрашивала у тех детей, кто пришел из обычной школы, как они чувствуют разницу, где им больше нравится. Их ответы меня, мягко говоря, удивили.

Никто из детей не жаловался на предыдущую школу, им и там было нормально.

"Учителя добрые, домашка сложная, да, но справлялись. Но если подумать, здесь больше свободы и мы можем сами принимать решения что учить". Хотя Раян говорит, что бывают разные ситуации. Иногда у детей опыт гораздо более печальный. А вот после демократической школы встроиться в обычную систему уже очень сложно.

Дети привыкают решать, привыкают управлять своим временем самостоятельно, самостоятельно учиться и планировать.

Те, кто пришли недавно из обычной системы, обычно месяца 2 вообще ничего не делают. Совсем. Но потом ничегонеделание надоедает и начинается вовлечение в процесс учебы и работы.

Те, кто хочет поступить в колледж, работают более упорно, у них гораздо больше нагрузка. Но это их выбор.

Раян всем детям объясняет, что идти в колледж нужно только если ты точно знаешь чего хочешь и колледж может это дать. Т.к. колледж не гарантирует ни хорошую работу, ни хорошую зарплату.

Стоимость обучения в школе $25000 в год. Эту сумму платят те, кто может. Те, кто не может, платят меньше, но справку о доходах никто не требует. Родителям доверяют. Со временем родители всегда принимают решение платить больше.

В школьную жизнь родители вмешиваются мало. Это территория детей и родители, тут не welcome. Если они хотят провести урок, заранее договариваются о дате и времени. Но это не значит, что отношения напряжённые, как раз наоборот! Родители часто собираются вместе, но не на собрания, а просто они все вместе едят. Раз в месяц. Просто на ужин. Классная традиция, я считаю.

Ещё одна важная история - это подготовка учителей. Для демократических школ учителя готовятся отдельно. Этим занимается комьюнити. Подготовка длится 2-3 месяца и она обязательная.

Вот примерно так о школе в самом центре Нью-Йорка, куда мы обязательно приедем с нашими детьми в следующем году.  

 

«Украину можно легко сделать площадкой для новых школ разных форматов». Интервью Ирины Браницкой для «Освита Нова» 

«Дети постоянно включены, им интересно, никто не уходит». Блог Ирины Браницкой


 

 

Agile learning center. Блог Ирины Браницкой