Osvitanova.com.ua

Возможность с раннего детства учить иностранный язык в естественной среде, как правило, выпадает тем детям, которые живут за границей. Однако это возможно и в Киеве — в садике при Deutsche Schule Kiew украинские дети учатся вместе с немецкими, осваивая язык в игровой форме. О том, по какому принципу устроена работа садика и какие навыки педагоги развивают у своих воспитанников, рассказала его директор Козима Луст в интервью WoMo.

Почему в то время как большинство родителей хочет, чтобы их дети учили прежде всего английский, некоторые выбирают именно немецкий садик?

Думаю, их привлекает перспектива, что немецкий садик обеспечивает начальную языковую подготовку детей для поступления в Немецкую школу Киева, обучение в которой проходит по европейским стандартам. Здесь дети с первого класса учатся на немецком, но в программу интегрированы украинский язык, литература и другие предметы образовательного стандарта МОН Украины. Выпускники школы сдают и ЗНО, и их немецкий аналог — Abitur. А это, в свою очередь, дает возможность поступить в один из вузов Германии. Родители могут быть уверены, что обеспечили ребенку лучший старт, ведь ФРГ сегодня — передовая страна в экономике, политике, науке, культуре.

Английский у нас в школе тоже изучают, выпускники сдают языковый сертификат Cambridge English Qualifications уровня C1 Advanced (CAE), так что дети знают два языка, а это уже сильное конкурентное преимущество в будущем. Также можно выбрать для изучения еще и французский или русский язык.

То есть, уже в садике дети начинают учить немецкий?

Здесь мы общаемся на немецком. Важно, чтобы родители объяснили ребенку — в садике будут говорить на другом языке, будет период адаптации, но понимать этот язык будет все легче и легче. В принципе, дети часто знают два языка и легко между ними переключаются. Мы не запрещаем им говорить на русском или украинском, но стараемся вовлекать в общение на немецком. Постепенно они привыкают к нам и начинают доверять. Плюс дети помогают друг другу, что-то переводят, подсказывают. У них практически нет языкового барьера, взаимодействие происходит в игре. Чем раньше дети к нам приходят, тем им легче, они быстрее вливаются и осваиваются с немецкой культурой и традициями. Мы набираем группы начиная с полутора лет, у детей есть достаточно времени, чтобы подготовиться к Немецкой школе.

Понятное дело, на первых порах ребенок чувствует себя неуверенно, мы помогаем ему адаптироваться по концепции, разработанной садиком. Сначала родители приводят ребенка на 2-3 часа и остаются с ним. Он осваивает территорию, знакомится с другими детьми и воспитателем, когда он чувствует себя увереннее, мама или папа начинают понемногу выходить за дверь и оставлять его. Это все делается для того, чтобы у ребенка не было стресса или чувства, что его бросили и он оказался в незнакомой среде. Все процессы проходят очень мягко. Когда мы замечаем, что малыш спокоен и увлечен игрой или общением, увеличиваем время его пребывания в садике. Чем старше дети, тем короче период адаптации.

Расскажите, как проходят занятия.

У нас есть разные занятия, например, на утренних мы изучаем новые темы: «Времена года» или «Семья» — необходимая база. Они длятся примерно полчаса и, как правило, проходят в движении — мы рассказываем сказки, поем песни, играем. Потом у детей время свободной игры. Для нас очень важно, что часть времени мы их чем-то занимаем, а часть времени они занимают себя сами и делают то, что им хочется. Дальше следует языковое занятие, на котором мы смотрим, как они продвинулись в изучении языка. Для этого воспитатели придумывают интересные задания, используют специальный материал, такой как: карточки, рисунки, песни — все проводится в интерактивной форме.

Наша методика направлена не просто на то, чтобы ребенок запомнил, как называется тот или иной предмет. Мы стремимся пробудить у него способность учиться и развиваться, заинтересовать его. Наш садик — место, где детям комфортно, где они сами открывают для себя мир.

У вас есть конкретная программа?

Наш садик работает по немецкой образовательной программе для немецких садов. У нас есть концепция, в которой прописано, какие компетенции мы развиваем у детей и что они должны знать. Это касается языковых, социальных, эмоциональных навыков, моторики, музыкальных и художественных способностей.

Педагоги готовятся к занятиям заранее и планируют их, но если у ребенка возникает запрос, например, он что-то увидел идя по улице и его это заинтересовало, мы можем обсудить эту тему с детьми, рассказать, как что-то работает, вместе почитать книгу по теме. Вот однажды дети спросили, как строят машины, мы им объяснили, что есть специальные заводы, где делают детали, и они во время игры стали собирать машину из того, что было в их распоряжении. Мы всегда поощряем такое проявление интереса.

Какие качества вы воспитываете в детях?

Прежде всего, толерантность, умение к каждому относиться с уважением, независимо от внешнего вида, пола, рода деятельности. Учим уважать труд людей, которые убирают в садике, вытирая ноги после прогулки; благодарить работников столовой после обеда. Мы воспитываем в детях вежливость.

Еще нам важно развить их самостоятельность. Наши дети сами могут оценить, насколько хорошо проявили себя на занятии, так они учатся наблюдать за собой.

Мы даем им свободу выбора. Если кто-то не хочет отдыхать, мы предложим ему почитать книгу или послушать музыку, если ребенку сложно высидеть 30 минут на занятии, он может встать и подвигаться. Дело не в том, что у нас нет границ, просто они в меру гибкие и предполагают различные варианты.

Недавно мы ввели курс по развитию эмоционального интеллекта и запустили проект «Сказать «нет». Он проходит в форме игры: дети взаимодействуют между собой, но как только кто-то говорит «нет», другой должен остановиться. Так дети тренируются говорить «нет», выстраивать свои личные границы и уважать чужие.

Также мы делаем большую ставку на креативность и разностороннее развитие. Дети пробуют себя в музыке, рисовании, танце.

Чем вы мотивируете детей?

Мы делаем наши занятия и кружки такими, что дети сами хотят присутствовать, большую роль играет общение с другими детьми. Если одни включаются в занятие, другие «заражаются» их интересом и тоже с удовольствием участвуют.

Оценок у нас нет. Мы хвалим детей за то, что у них хорошо получается. Хотя можем сказать: «Ты сегодня поработал не так старательно, как вчера», чтобы ребенок все-таки чувствовал поощрение именно тогда, когда этого заслужил, и учился адекватно оценивать свои успехи. Между собой их стараемся не сравнивать.

Если дети нарушают дисциплину, мы отстраняем их от общей активности, даем возможность подумать, обсуждаем, что произошло.

Как родители участвуют в жизни ребенка в садике?

У нас часто проходят праздники, в которых участвует вся семья. Например, праздник фонариков, в Германии он приурочен ко Дню святого Мартина. Он проходит осенью, дети с родителями собираются в актовом зале и мастерят фонарики из пакетов из-под сока или молока. В них прорезают отверстия, раскрашивают, внутрь вставляют свечки, а потом с этими фонариками устраивают торжественное шествие вокруг садика, с песнями и мини-оркестром. После мы разводим костер, все собираются на пикник. На этом празднике мы говорим о человеческих ценностях, потому что День святого Мартина — о том, чтобы учиться делиться.

И такого рода праздники проходят раз в два-три месяца. О них родителей предупреждают за месяц или за два, чтобы они могли спланировать свой график.

Мы обязательно проводим индивидуальные беседы с родителями о развитии ребенка. Рассказываем, какие темы его увлекают, насколько он развит по разным параметрам. Родители, в свою очередь, могут рассказывать, как ребенок проявляет себя дома, мы обмениваемся советами по воспитанию ребенка. Такие встречи проходят дважды в год.

Сколько лет Немецкая школа работает в Киеве и какое место она занимает в системе образования Германии?

Ее открыли 11 лет назад по инициативе немецких граждан, работающих и живущих в Украине. Они хотели обеспечить для своих детей возможность учиться по немецкой программе, чтобы при необходимость продолжить образование в Европе. Со временем школа стала пользоваться все большей популярностью, и на сегодняшний день в школе уже 60% украинских учеников и 40% немецкоязычных. В школе мультикультурная среда, потому что там есть дети не только из Германии, но и из Австрии, Швейцарии, Польши, Венгрии, США.

Deutsche Schule Kiew — одна из расположенных за пределами Германии немецких международных школ, единственная в Украине. Школа и ее немецкие образовательные программы признаны в Германии и контролируются органом ZfA (Zentralstelle für das Auslandsschulwesen — «ZfA») Федерального управления администрации Германии (Bundesverwaltungsamt).

Школа получает финансовую поддержку из Германии, ZfA обеспечивает педагогами и контролирует соответствие программы немецким стандартам. Школы проходят проверку государственной инспекцией Bund-Länder-Inspektion (сокращенно BLI), которая проводится Конференцией министров образования Германии (КМК). Такие проверки — один из инструментов управления педагогическим качеством для немецких школ за границей. В 2017 году Немецкая школа в Киеве после прохождения BLI получила статус «Образцовая школа за границей» (Exzellente Deutsche Auslandsschule).

Адрес: ул. Якира, 13 (ул. Деревлянская, 13) Контакты: 38 (044) 379 32 17 Сайт: kita.kiev.ua
Поширити у соц. мережах: