Об образовании как целом

И вот, после «закрытой» (а на ней было более 30 человек, не помещающихся в комнату) встречи с Philippe Greier, сподвижником изменений в образовании по всему миру, после движа, бесед и анализа общей нашей работы, я поняла простую мысль: мы образование часто видим как частное, а чтобы его «изменять», на него влиять – его нужно видеть как целое. Способность видеть целое, охватывать целостный смысл – это то, что остро нуждается сейчас в проработке в нас!

Моя попытка (!) описать целостную картинку после наших обсуждений.
Все описанные проблемы, боли, стремления и амбиции альтернативного образования можно уложить в 4 элемента (применимых не только к альтернативному, но и ко всему образованию).

ПРОГРАММА (самая объемная боль)

То, чему учим, как учим, в каком формате, учим ли (!) вообще. Это про «знания, применимые в жизни», про «soft-skills» и «hard-skills», про «избыточность форм обучения» и т.д. – содержание и форма, с которым в первую очередь ассоциируется обычно альтернативное образование. Но это только часть.

ПЕРСОНЫ, с которыми взаимодействует учащийся (причем любой учащийся, не обязательно ребенок)

  • Мастер – тот, кто что-то умеет, обладает знаниями, может эти знания-умения передать другому, помочь овладевать ими. Знаю, как работать с техникой – учу. Знаю английский язык – учу овладевать. Знаю математику – учу использовать. В этом случае учителя-предметники в школе для меня Мастера. Равно как и Мастера по танцам, йоге, программированию, бизнесу, рисованию и пр.

  • Учитель – в исконном понимании слова – тот, кто ведет, сопровождает, беседует, помогает строить картину мира, понимать себя и мир, понимать путь. В этом плане тьюторы, собеседники, значимые взрослые – это для меня Учителя.

  • Родитель – тот, кто изначально создает опору, создает ценности (воспитывает), дает поддержку, тыл. Первые и важнейшие фигуры социализации.

Это в идеале. То есть с ног на голову: Учитель – не учит, а только беседует и направляет, Мастер – не давит, а только демонстрирует и помогает, Родитель – не управляет, а только поддерживает и воспитывает (воспитание – от слова ПИТАНИЕ, а не от слова управление).

ПРОСТРАНСТВО

Среда, в которой находится учащийся. С ее ценностями, традициями, энергией. Поэтому пространство – это не школа! То есть не только (и не обязательно!) школа. Ценности, которые хотелось бы культивировать в пространстве – сотрудничество, добродушие и благожелательность, эмпатия и чуткость, ответственность (что, в прочем, надо еще и самим образователям поднатужить, а то ушли мы из комнаты вчера, оставив после себя шикарный творческий разбросанный беспорядок:))

ОБРАЗОВАНИЕ

От слова ОБРАЗ. Это называется сейчас индивидуальной образовательной траекторией, индивидуальным развитием и пр. А по сути – это создание условий, при которых учащийся ответит на основные вопросы (а их немного):

  • Как быть с собой (Кто я? Куда я?)

  • Как быть с другими (Кто другие? Как общаться? Как быть вместе?)

  • Как быть в мире (Какой мир (миры)? Какое мое место в мире? Как зарабатывать?)

  • Как быть со смыслом (Зачем я? Зачем всё?)

И это, по-моему, есть целью любого образования. И программа, пространство и персоны – это только условия, чтобы это ОБРАЗование происходило. А мы часто фокусируемся на программе или персонах, забывая о конечной цели. Удерживать ее, удерживать!

Но и описанное – только часть. По сути, это «внутренность», чтобы осмыслить ее – нужно выйти за круг и увидеть со стороны. А для этого – нужно встречаться, говорить, обсуждать и делиться. Выходить за круг деятельности. К этой мысли вчера все параллельно и закономерно пришли – что важно создавать нечто общее, с одними основаниями, некий общий центр (а мне больше нравится коворкинг, хотя и это слово не полно отображает). Только мне лично не хочется создавать еще один клуб, профсоюз или ассоциацию, лежащих мертвой бюрократической грудой и «бла-бла»-деятельностью на поле образования. А хочется, чтобы это было сообщество, действительно удерживающее целое.

И еще одно – это выход не только за круг, но и в мир, популяризация результатов, идей в большом мире, создание культуры иного, осмысленного образования, просвещение. Чтобы родители действительно видели ценность и повышали осознанность и ответственность. Чтобы государство действительно видело возможность, а не угрозу. Чтобы учителя (нынешние, в популярном значении) действительно видели смысл, а не «прибаутки».

Ну и для того, чтобы как-то это начало двигаться – на всех этих местах должны быть некоторые координационные центры, фокусирующие деятельность на локальных целях:

  • Методцентр – для создания избыточной «энциклопедии» образовательных форм, методах и подходах, альтернативной Программы.

  • Образовательный центр (а лучше придумать другое слово), образующий Мастеров, Учителей, Родителей, работающий с нынешними учителями школ (коих намного больше, чем сподвижников альтернативного образования, и надо понимать, где их предназначение и возможности).

  • Инфоцентр – для популяризации альтернативного образования, просвещения родителей, создания культуры иного образования.

  • Общее образовательное сообщество – для удерживания целого, осмысления нашей деятельности и результатов, общения и обмена.

И по-хорошему, всем нам для того, чтобы начать двигать образование, и уж конечно до того, как учить детей, нужно образоваться самим – то есть хотя бы ответить себе на 4 основных вопроса, изложенных выше. Или хотя бы себе их задать.

Искренне благодарю всех, кто вчера был и мыслил рядом со мной в этот пятничный вечер!;)

 

 

 

Диана Житняя, автор и руководитель в Коммуникативный клуб для подростков, руководитель подросткового бизнес-клуба в Международный институт бизнеса - МИБ