Osvitanova.com.ua

Андрей Близнюк активно развивает свой проект «Батьківська спілка», который направлен на то, чтобы объединить усилия родителей и представителей коммунальных и частных образовательных заведений и так начать менять сферу образования. Я встретилась с Андреем, чтобы узнать, что уже удалось сделать, в каких направлениях работает его общественная организация и  какие проекты еще находятся на этапе планирования и разработки.

Андрей, расскажите, как и когда у вас родилась идея создать «Батьківську спілку» (БС)?

Когда приходит время отдавать ребенка в школу, то выбор школы повергает родителей в уныние. Одни просто отдают в ближайшую районную, другие ищут альтернативу, третьи создают сами школу для своих детей.

Но, по статистике, существенная часть частных школ в течение 2-3 лет закрывается, дети переходят в другую школу и это дается им нелегко, разрыв с одним коллективом и адаптация к другому. Поэтому я пошел другим путем, поскольку у меня есть опыт общественной деятельности и я понимаю, как работает третий сектор и как можно влиять на процессы в государстве.

Я решил создать общественную организацию и таким образом объединить всех, кто так или иначе заинтересован в создании альтернативной системы и продвигать ее, а параллельно пытаться что-то сделать в государственной системе.

С появлением «Новой почты» «Укрпочта» вынуждена была реформироваться, аналогичным образом с появлением альтернативных и частных школ государственная система также вынуждена меняться.

На сегодняшний день в Киеве 555 государственных школ (в Украине 16,5 тыс.) и больше 100 частных и альтернативных (в других городах альтернативные школы очень слабо представлены). Но уже в Киеве альтернативное и частное образование с 30% ростом в год постепенно начинает давить на государственное.

Государственное уже понимает, что надо меняться, но еще не понимает как. А принцип приема в школы по прописке сыграл на руку частным и альтернативным заведениям. Ведь если мне не нравится школа рядом с домом (по месту жительства), я вынужден идти в частную, где у меня будет выбор.  

Хорошо бы, чтобы следующим министром образования был человек, который бы разбирался, как работает и частное, и государственное образование. Тогда бы он смог системно реформировать государственную систему. К сожалению, пока все госуправление образованием вышло из старого образования и реформ от них существенных ждать не приходится…

Давайте поговорим про реформу в образовании. В чем сложности и как усовершенствовать этот процесс?

Сейчас очень много говорят и пишут в медиа о сложностях во взаимоотношениях учебных заведений и родителей. На самом деле, почти все они объясняются непрозрачностью и закрытостью государственных учреждений. Родители боятся неведомого, особенно, когда это касается их детей. В итоге отсутствие адекватной коммуникации приводит к проблемам в этой коммуникации. Более того, в Украине никто не учит родительству и большинство родителей в понимании образования исходят из своего опыта и своих родителей. А жизнь стремительно меняется. Вот и получается ситуация, когда зачастую ни родители, ни государство, ни школа не понимают до конца, а каким должно быть образование, что от него требовать.

В частных учебных заведениях есть негласное правило – кто-то из первых лиц (директор или собственник) или специально назначенный для этого сотрудник каждое утро встречает родителей с детьми и провожает их вечером, общается лично с каждым, отвечает на вопросы, рассказывает о новшествах и происшествиях. И чем лучше поставлена коммуникация, тем меньше проблем.

КМДА продвигает сейчас инициативу оснастить камерами наблюдения все учебные заведения. Я считаю, что инициатива должна идти от самих учебных заведений. Им это нужнее и выгоднее. С системой видеонаблюдения в группах (и в классах) будет прозрачность. С одной стороны, у родителей не будет страхов, с другой, персонал садика будет защищен. Допустим, возникла какая-то спорная ситуация, пожалуйста, есть видеозапись, проверяем.

Родителям нельзя присутствовать на уроке, дети будут отвлекаться. Но они могут прийти к директору, сесть перед камерой и посмотреть, как проходит урок, кто на кого кричит. Даже если нет никакой ситуации, просто прийти и посмотреть, как проходит урок у его ребенка. Мало кто из родителей будет этим сервисом пользоваться по факту, но сама эта открытость декларирует, что в заведении соблюдаются определенные стандарты в отношениях с детьми и бояться нечего.

А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы родители перестали относится к школе как к передержке своего ребенка и вовлекались в процесс образования?

Согласно реформе отменены родительские собрания – чтобы деньги не собирались. Так деньги же собирают в вайбер-группах. Вопрос в другом: почему родители не хотят участвовать в школьной жизни? Почему не хотят сдавать деньги? Почему не хотят лишний раз приходить в школу?

Эта проблема свойственна не только украинским реалиям. Я был на конференции Европейской ассоциации родителей, лейтмотивом которой звучал вопрос вовлечения родителей в образование.

По моему мнению, есть два способа вовлечения родителей в жизнь школы. Первый – смена функций родительского комитета и родительского собрания на менторство, организацию встреч с интересными людьми, проведение уроков родителями, организацию экскурсий и походов в разные сферы жизни. Надо чтобы родители приходили в школу и делились с детьми своими навыками и знаниями. Поверьте, после этого родители не будут предъявлять никаких претензий к учителю, потому что они стали на его место и прочувствовали некоторые сложности этой работы, как нелегко справляться порой со всем классом.

Второй момент: если родителя с советским прошлым вызывают в школу, пусть не на собрание, пусть даже в индивидуальном порядке, он все равно изначально настроен на негатив, его будут песочить за неуспеваемость ребенка, и он уже приходит настроенный на конфликт, а не на конструктив. Вопрос не в формате общения с родителями (индивидуально или на родительское собрание), а в том, что если вызывать родителей в школу только чтобы рассказать, что творят их дети, то ничего не изменится.

Я предложил некоторым директорам провести эксперимент в своих школах. Поручить классным руководителям сделать картотеку и занести в нее минимум по три (позитивных) пункта, чем каждый ребенок лучше других, в том числе помимо учебы. Кто-то свистит лучше всех, кто-то быстрее всех бегает, кто-то всех выручает/утешает/поддерживает. Потом директор проверяет записанное на адекватность и качество.

Такая картотека решает сразу два вопроса. Первый: как реализовать индивидуальный подход в обучении, если в классе 30-40 человек. И учителя, и директора говорят, что это невозможно. Возможно, и очень просто. Когда вы понимаете, чем ребенок лучше других, вы акцентируете на этом внимание и развиваете именно эти качества у ребенка. Вы их культивируете, вы его хвалите за это, и каждый ребенок чувствует себя индивидуальностью в классе. Вот вам и индивидуальный подход, и возможность разрабатывать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию.

Второй повод воспользоваться картотекой – встреча с родителями. Вы вызываете родителей не пожаловаться на ребенка, а похвалить их за то, что воспитали такого замечательного человека и рассказать о том, какой он талантливый. У родителей культурный шок, они были к такому не готовы. Они захотят прийти и послушать о том, какой у них классный ребенок, еще раз. Ведь на самом деле, одна из задач школы – помочь родителям быть лучшими родителями. И если школа с этой задачей справляется, родители с благодарностью всегда сами будут предлагать чем-нибудь помочь школе, что-то организовать, поддержать, поучаствовать.

Сегодня функция учителя как ретранслятора знаний ушла в прошлое. Учитель сейчас помогает ребенку учиться и развивать свои навыки в индивидуальном направлении, и за это родители благодарны.

У вас есть свое понимание сбора родительских денег для школы. Расскажите о механике и целях.

Никто не запрещал брать деньги с родителей. Запрет идет на наличку, на непрозрачность и на обязаловку. Если деньги сдаются в благотворительный фонд, добровольно, по безналу, где они тратятся исключительно прозрачно и только на развитие школы, а не на туалетную бумагу, которой должны обеспечивать районо и департамент, то родители будут за.

И вот теперь самое время провести родительское собрание (инициативную группу) и определить, сколько собирать и как. Затем родители принимают решение, на что их потратить. Например, на покупку 3D-принтера и обучение учителя 3D-моделированию, чтобы тот мог делать нужные для географии/химии/физики модели. Директор не давит в таком случае на родителей, и сами родители следят за недопущением дискриминации.

Родители не должны сдавать деньги на бытовые или технические вещи, но развитие они вправе финансировать. Более того, они могут привлечь спонсора в школу в качестве члена прописанной в законе «Піклувальной ради», куда входят родители, выпускники, влиятельные люди района и т. д. Этот орган устанавливает цели, которых должна достичь школа и учителя, и финансирует их либо за счет своих средств, либо за счет привлеченного спонсора, либо организовывает родительский благотворительный фонд.

Попечительский совет потом решает, как наградить учителей, директора и детей по достижению целей. Обычная районная школа будет развиваться круче частной.

А сейчас мы разрабатываем еще целый спектр возможностей для привлечения финансовых ресурсов в школу. Где родители могут решать, как привлекать деньги, как их тратить, при этом самим деньги не сдавать. Кстати, уже сейчас сданные в школу деньги, родители могут возвращать из налогов. Но при условии наличия фонда и правильной процедуры. Поэтому директора и родители должны быть кровно финансово заинтересованными в легализации этого процесса и исключении наличных сборов в принципе из школьной жизни. А мы в БС можем научить и директоров, и родителей, как это сделать правильно.

Давайте вернемся к БС – какие у нее основные направления деятельности?

Когда я организовал 25 февраля 2017-го БС, то первые полгода знакомился с игроками рынка, разбирался, кто, как и какие проблемы решает. Оказалось, что большинство людей, делающих классные вещи, делает это локально, системно на отрасль в целом практически никто не влияет, кроме МОН и некоторых инициатив, связанных с МОН, однако это не совсем то влияние, которое должно быть, как по мне. Хотя лучше, чем ничего…

Тогда я выделил для себя две системные проблемы. Первая – воспитание. Меня очень волнует, что в обществе не просто распространено насилие над детьми и между детьми, но культивируется право силы, от чего, собственно, появляются и другие проблемы – правовой нигилизм, хамство и т. д. Как я уже говорил, никто не учит родительству, родители бездумно следуют новым методикам воспитания, начитавшись в интернете, а в итоге этих экспериментов дети вырастают неуправляемыми.

Вторая – образование. Все говорят, что оно плохое, но мало кто может сформулировать, а каким оно должно быть. Мы решили создавать и культивировать альтернативную систему образования (не путать с системой альтернативного образования!), которая будет влиять на изменения даже в государственных школах

С чего вы начали развивать направление воспитания?

Сегодняшние родители выросли в домострое и привыкли ставить границы либо криком, угрозой, либо силой, просто потому что не знают, как по-другому, их никто не учил.

А дети, они ж копируют модели поведения взрослых и делают свои выводы. Мама с папой пришли замотанные с работы, а тут ребенок – с неважной оценкой, несделанной домашкой или носится по квартире, потому что в школе нельзя ни бегать, ни прыгать, а ему надо высвободить энергию, и все – родители на пределе, ребенок получил.

Ребенок в шоке, его несправедливо наказали, у него рождается убеждение, что прав не тот, кто прав, а тот, кто сильнее. Его убеждение по мере взросления только крепнет. Что мы получаем в нашем обществе? Верхом успеха становится карьера депутата, судьи или прокурора, потому что это люди, которым законы не писаны, которые сами законы пишут или толкуют, которые могут делать что угодно. Налицо тотальный правовой нигилизм.

Поэтому если мы что-то хотим изменить в обществе, нам нужно начинать с себя, со своей семьи. Недопущение насилия – ключевая задача в реформировании общества, но в первую очередь по отношению к детям.

Все вопросы мы должны научиться решать без применения силы, потому что ты можешь рассказывать ребенку все, что угодно, но учится он на примерах. Поэтому проект БС «Не бий дитину» призван рассказать, как справляться со своими эмоциями, как выставлять границы, как взаимодействовать с ребенком без насилия и угроз.

                      
Есть еще много аспектов родительства, которые тоже можно реализовывать по-другому. Например, как родителям общаться со школой (садиком). Можно перейти в другую, а можно попытаться изменить что-то в этой. Но мало кто знает, какие есть права у родителей, как повлиять на ситуацию. Все привыкли к командно-административной системе, как директор сказал, так и будет. Максимум, что можно, это нажаловаться в группу «Батьки SOS».

Кстати, я считаю, что это очень крутая, нужная и полезная группа. В системе «кнута и пряника» это кнут, и он тоже нужен, потому что пряник без кнута у нас не ценится. А БС – пряник, мы стараемся помочь, научить, как делать правильно, мы настроены на конструктив. Можно получать квалифицированную поддержку от БС, а можно стать героем группы «Батьки SOS» и каждый директор учебного заведения делает свой выбор.

На что вы обратили свое внимание в образовательной сфере?

Здесь мы доносим до общества информацию о том, что такое альтернативное образование, демократическое образование, почему они возникли и какой должна быть альтернатива. Кроме того, мы помогаем получать конструктивную обратную связь от родителей про их ожидания от образования и конкретных учебных заведений, эффективно выстраивать организацию и работу учебного заведения.

Под эгидой БС работает Клуб директоров учебных заведений. Изначально он был площадкой для общения и обмена опытом, мы периодически приглашали каких-то интересных спикеров, чтобы узнать что-то новое и обсудить применимость новых знаний. В прошлом учебном году обсуждали буллинг, инклюзивное образование, технологии в обучении, отношения с родителями. Сейчас мы уже решили перейти на систему членского участия в клубе. С одной стороны, это экономически выгодно, потому что участие в такой встрече стоит 250 грн с человека, а мы проводим их 2-3 в месяц. Те же 6 тыс. грн в год – членский взнос за участие в Клубе, только еще масса дополнительных «плюшек».

Мы оказываем юридическую поддержку. Допустим, родители не разведены официально, но мама говорит ребенка папе не отдавать. Что делать в такой ситуации учителю и директору школы? Член Клуба может сразу позвонить и узнать, как действовать в нестандартной ситуации. Это касается и финансовых вопросов, и организационных, и коммуникационных, мы можем помочь с нетворкингом и организовать правильный пиар. Я уже не говорю о том, что у нас есть контакты со всеми депутатами от всех фракций, с министерством и горадминистрацией на уровне первых лиц. Мы уже помогли нескольким государственным школам, когда у них были серьезные проблемы.

Членам БС мы даем информацию, которая может оказаться им полезной, не у всех есть возможность мониторить все, что связано с образованием. В этом году мы начали работать с институтом повышения педагогической квалификации, и несколько наших тренеров и партнеров стали тренерами на этом курсе. Хорошо, что теперь повышение квалификации стало модульным. Люди не тратят время на то, что им не нужно или они уже знают, а выбирают нужные из 40+ модулей, которые охватывают методики, технологии, менеджмент, маркетинг, создание информационного поля, недопущение насилия, взаимоотношения с родителями, буллинг и т. п.

Наши эксперты, члены БС, читали модули об ответственности администрации школы, об использовании в обучении дополненной реальности, о модели самоорганизации родителей и финансирования в школе (как собирать деньги, зарабатывать их и привлекать). Так мы делаем свой посильный вклад знаниями, кадрами.

Также мы серьезно работаем над моделями финансирования учебных заведений.

Я знаю о том, что БС занимается повышением престижности профессии учителя. Что уже сделано для этого и есть ли результаты?

Учитель – единственная профессия, которая влияет на будущее так, как ни одна другая, потому что учитель сейчас учит тех, кто через 10 лет будет строить нашу страну. Всего 2% населения достаточно для того, чтобы изменить страну до неузнаваемости. Если мы найдем критическую массу классных качественных учителей, которые повлияют на детей, на выбор их жизненного пути, которые будут им примером, мы изменим страну до неузнаваемости. Именно поэтому мы видим своей задачей сейчас показывать студентам как педвузов, так и других вузов, что учительство – это круто, поднимать престиж профессии и решать вопрос с кадровым голодом в сфере образования

Мы организовываем встречи с директорами частных и альтернативных школ в вузах, директора государственных школ по понятным причинам с нами не ходят, им редко есть, чем похвастаться. Тема встреч одна: «Почему круто быть учителем?». Директора рассказывают, что такое современное образование, каким оно должно быть, каким должен быть современный учитель, что такое альтернативное образование. Мы просто беседуем с детьми – какие учителя были любимыми, чьи уроки они ненавидели и почему, что нравилось в школе, что бы они хотели изменить. И говорим, что они могут что-то изменить, но только если пойдут в это образование, а мы дадим инструментарий, достойную зарплату и возможности для развития. У того, кто горит своим делом, проблем с деньгами не будет. Киевские директора частных школ даже квартиры готовы снимать талантливым учителям с периферии.

Мы говорим им о том, что, будучи учителями, они могут объездить весь мир и общаться с учителями и детьми из других стран. Что они будут всегда заряжены молодостью. Что они работают с будущим, а это круто. На встречах мы информируем о возможностях для стажировки в альтернативных школах, предлагаем студентам уже сейчас зарегистрироваться в нашем профильном приложении для подбора кадров в образовании edoctopus.com.

Кстати, я общался с Еврокомиссией об этом приложении. Они очень заинтересованы в этом проекте. Скоро в приложении появится опция с тренингами и другим обучением. Пока мы его дорабатываем, но вскоре в нем можно будет искать вакансии за рубежом и находить соискателей-иностранцев (Европа и Китай). За пользование приложением соискатели ничего не платят, работодатели – 10 долл. в год.

Учителей, которые уже в профессии, также можно мотивировать нефинансово. Есть много интересных возможностей, о которых мы рассказывали на встречах Клуба директоров. Общеизвестно, что если ребенок не любит учителя, он не будет учить предмет. Поэтому основная задача учителя – влюбить в себя ребенка. Тогда предмет ляжет в сознание ребенка автоматически. Аналогичная ситуация у директора и учителей. Если директор влюбит в себя учителей, они будут работать даже за меньшие деньги, потому что они его любят, уважают, дружат с ним. А если им комфортно на рабочем месте, то они придумают, где и как заработать деньги. БС, к слову, создала несколько проектов, в которых учителя могут заработать дополнительные деньги, как говорится, без отрыва от производства, и членам Клуба директоров эти возможности уже предоставлены.

Какие у БС планы на ближайшее будущее?

Со следующего года мы планируем активизировать международные коммуникации между школами стран Европы, что нам позволяет членство в Европейской ассоциации родителей.

Причем общение не будет ограничиваться партнерством конкретной школы с конкретной школой. Весь ресурс Европейской ассоциации родителей будет доступным членам Клуба директоров, все входящие в ассоциацию школы Европы и 150 млн родителей. Начнем с онлайн-конференций, чтобы дети на уроке иностранного языка, например, могли еще вживую пообщаться с детьми из Франции, Германии и т. д. и продолжим международными обменами детьми, учителями, директорами, чтобы дети жили в семьях других детей, учителя в семьях других учителей, чтобы почувствовали атмосферу и погружались в культуру и жизнь других стран.

Я объездил много стран. Единственная страна, куда мне захотелось приехать еще, это Австралия. Я считаю, что в Украине реально лучше: у нас есть свобода действий и мышления, возможности для инициативы. Любой человек может в Украине пробиться. Это я могу подтвердить на собственном опыте.

Сейчас в стране непростой период, но есть сильнейший стимул выживать и добиваться чего-то, поэтому лучше жить и работать сейчас здесь, однако, знание, опыт и понимание других стран и культур очень сильно помогает менять свою страну. И я за то, чтобы наши дети были людьми мира, чувствуя себя свободно и самодостаточно в любой точке земного шара. Чтобы они в принципе были свободными, понимали, что такое свобода и умели ее применять, не ограничивая свободы окружающих. И тогда мы получим другое качество нашей страны.

У БС еще много идей, но нужны люди, которые бы занялись их реализацией. Каждый, кто хочет что-то менять, получит поддержку от БС, от таких же замотивированных, желающих что-то изменить в стране. Мы планируем создать курс обучения родителей, в том числе с участием международной ассоциации. Плюс работаем над тем, чтобы организовать для участников клуба директоров европейский нетворкинг. И ждем у нас тех, кому не все равно.

Поширити у соц. мережах: