Osvitanova.com.ua

Мы много рассуждаем о том, как дети пользуются интернетом. Интернет-исследователь, научный сотрудник Института образования ВШЭ Полина Колозариди изучает, что же делают в сети их родители. Об этом она расскажет на конференции об онлайн-образовании eStars в Москве. В интервью «Мелу» Полина объяснила, почему родители до сих пор делят интернет на вредный и полезный и почему мы часто неправильно понимаем роль соцсетей.

Крупные корпорации и государственные структуры чаще всего исследуют, как интернетом пользуются дети и подростки. Почему вы решили сосредоточиться на родителях?

Хочу сразу оговориться: считать, что современные дети родились со смартфоном в руках, несправедливо. Это касается только детей из обеспеченных семей. Когда мы переносим на всех тенденции, которые присущи только состоятельным людям, мы искажаем картину действительности. Не говоря уже о том, что многие родители как можно дольше ограничивают детей в использовании гаджетов. В общем, в идее о «цифровом поколениии» очень много мифологии и говорить о его однородности, на мой взгляд, не всегда уместно.

Полина Колозариди

Как исследователя меня всегда смущало, что детей-пользователей интернета изучают, будто они находятся в вакууме и на них не влияет семья. Мне стало интересно, а как сами родители ведут себя в сети? Я стала изучать этот вопрос на примере матерей. К тому же, у меня был личный исследовательский интерес — моему ребёнку на тот момент исполнилось три года. Мне хотелось понять, как может быть устроено взаимодействие трёх участников: родителя, ребёнка и гаджета.

Я проводила глубинные интервью, наблюдала за родителями на детских площадках и проводила опросы в группах в социальных сетях

На конференции eStars я буду рассказывать о том, как мы с коллегами организовали необычный формат работы с этой темой — исследовательскую онлайн-школу, в которой были лекции с классными специалистами и тьюториалы, которые позволяют понять эту тему с помощью разных методов.

Мне было интересно исследовать, для чего женщина пользуется интернетом, когда становится матерью, как это связано с её социальной жизнью и городской средой? Конечно, вне мегаполиса ситуация может отличаться, но я изучала пока только Москву и ближнее Подмосковье.

Как появление ребёнка меняет манеру пользоваться интернетом?

С появлением ребёнка некоторые функции смартфона становятся более важными. Например, общение с кругом близких друзей или родственников. Пока ребёнок ещё маленький, женщина в большом городе редко куда-то выходит из дома одна, а телефон восполняет недостаток мобильности и даёт возможность поддерживать связь с близкими.

Родительские форумы и социальные сети становятся способом получить поддержку и источник знаний о детях. Лет сто назад, до стремительной урбанизации, семьи в России были больше, и несколько поколений жили, как правило, вместе. Вокруг девочки всегда было много детей, с которыми она могла нянчиться, а сегодня ситуация изменилась. Нередко ребёнок, который рождается у женщины, — это первый младенец, которого она видит вблизи и берёт на руки. Поэтому ей нужны знания о ребёнке и оценка того, правильно ли она с ним обращается.

Но не всё так радужно. Мама, как и любой другой пользователь, может переживать, что «залипает» в ленте инстаграма или фейсбука. Её можно бесконечно скроллить, а это усугубляет чувство вины, что мама не уделяет достаточно сил ребёнку или хочет отвлечься. Так что интернет и смартфоны одновременно становятся способом связи с семьёй и получения поддержки — и причиной, почему родители отвлекаются от ребёнка.

В результате они начинают разделять функции интернета на полезные и вредные, на чёрное и белое. Их опыт естественно влияет на то, как они будут рассказывать об интернете своим детям. И особенно — на то, от чего родители будут оберегать детей.

Если родительское мнение так важно, то почему у взрослых и подростков в итоге складываются, как вы выяснили, разные привычки пользования интернетом?

Обстоятельства, в которых человек начинает пользоваться интернетом, влияют на то, как он дальше будет его воспринимать. Например, пользователи 90-х годов ценили его именно за возможность писать тем, с кем они никогда бы не встретились в реальности. Были популярны дневники и самодельные веб-странцы, пользователей было немного, и они скорее воспринимали интернет как цельное явление.

Так было до появления социальных сетей и смартфонов. Из-за них мы уже в большей степени воспринимаем интернет как набор функций, не все из которых нам одинаково полезны.

Ещё сложнее понять, как взаимодействуют с онлайн-средой дети: у них уже свой, отличный от поколения пользователей девяностых и нулевых, опыт. Они взрослеют, когда интернет есть почти у всех, и идут туда за чем-то конкретным, а не «сёрфят» всё подряд, как было когда-то.

Интернет по-прежнему остаётся вместилищем бесконечного числа интересных вещей, а родители тщетно пытаются доказать, что он не всегда полезен. Это создаёт барьеры в реальном общении с детьми и отбивает желание делиться своим опытом.

При этом в России уже неоднократно призвали запретить телефоны в школах. Мол, из-за них дети играют или сидят в интернете на уроках. Как вы считаете, насколько это имеет смысл?

Интернет очень гибкий. Как можно запретить то, что постоянно меняется? А главное, мне кажется, запрет не решит проблемы мирного сосуществования старого и нового. Мы только упустим из виду полезные практики, которые можно было бы внедрить в процесс обучения.

С появлением телефона у детей появился альтернативный источник общения, который совершенно не вписывается в то, как школа устроена.

Школа — это традиционный институт, который по своей форме мало изменился за последние три поколения. В ней сохранился особый тип коллективности, когда дети и учителя находятся в рамках иерархического разделения. На уроках дети большую часть времени проводят молча и, конечно, телефон как источник общения органично вписался в эту ситуацию.

Естественно, невозможно в одну секунду помирить телефоны и традиционный школьный порядок. Но можно, например, организовать уроки так, чтобы ученик не прятал смартфон под столом от учителя, а клал его на парту и пользовался им в учебных целях. Детям можно давать задание найти что-то прямо сейчас в интернете и обсудить это на уроке — такая стратегия мне кажется продуктивной и может сработать с разными подростками.

Почему тогда взрослые не могут перестать с опаской относиться к тому, сколько времени дети проводят в сети?

Одна из причин в том, что они не воспринимают его как повод для общего досуга, в отличие от, например, кино. Хотя в интернете для этого немало ресурсов. Можно вместе снимать и монтировать ролики на Youtube, смотреть другие каналы, обсуждать их — точно как же, как фильмы или книги. Но из-за того, что родители делят интернет на полезные и вредные зоны, у них мало пространства в сети, которые можно было бы осваивать совместно.

Но даже если ребёнок исследует интернет в одиночку, в этом нет ничего страшного. В семье моей знакомой была чудесная история. Они переезжали в другую страну, и ребёнок, которому было лет семь, пока взрослые были заняты, по много часов смотрел Youtube. Родители не всегда были в восторге от этого, но в итоге через стримы видеоигр он выучил английский и свободно на нём заговорил.

Гугл исследовал интернет-предпочтения россиян и выяснил, что как раз Youtube и «Вконтакте» популярнее всего у подростков. Но для тех, кто младше, важна скорость ответа на сообщение. С этим связана популярность среди подростков мессенджеров, которые постепенно заменяют социальные сети?

Современные пользователи, причём независимо от возраста — это могут быть как бабушки, так и внуки — пользуются интернетом, чтобы поддерживать связь со знакомыми людьми. Это начинается с того, что ребёнок получает в подарок мобильный телефон, где установлен мессенджер, которым пользуется вся семья, со словами: «Если что, пиши».

Кроме того, некоторые приложения так устроены, что сообщение от незнакомого человека вы можете и не увидеть. На фейсбуке, например, оно попадёт в папку «Спам». Такая возможность появилась буквально пару лет назад: сервисы подстраиваются под запросы аудитории. Раньше они были устроены так, что сохранить вокруг себя только знакомых было очень сложно. Но тот же твиттер из-за хештегов и возможности обмениваться сообщениями, которые находятся в публичном доступе, по-прежнему предполагает много общения с незнакомцами. При этом он и аналогичные платформы остаются популярны среди подростков. Разные приложения в интернете одновременно позволяют им то оставаться анонимными, то объединяться в группы.

Получается, причина, по которой мы пользуемся мессенджерами, противоречит идее интернета как открытого глобального пространства, где можно написать человеку с другого конца света, и он будет рад ответить?

Идея глобальности и универсальности была важна в девяностые годы, сейчас она уходит на второй план. Уже тогда, когда социальные сети с идеей объединения людей с разных уголков земли только появились, было очевидно, что пользователи объединяются в более тесные группы по своим регионам или по общим интересам.

Мы увидели, что интернет не столько объединяет людей, сколько усиливает уже существующие в реальности группы и их солидарность

С его помощью можно делать очень разные вещи: следить за людьми без их ведома, группироваться в узкие информационные группы и создавать свой собственный мир, в котором неизвестно, что происходит.

Мы воспринимаем вещи в соответствии с тем смыслом, который в них вписан с начала их существования. Например, в школе парта — это символ дисциплины. Вы могли давно окончить школу, но, когда вы видите парту, вам хочется сесть ровно. Интернет, конечно, не материальная вещь, но он всё равно хранит в себе идею связанности людей между собой, и мы по инерции ей следуем.

Сейчас всё более актуальным становится вопрос приватности детей в сети. В обсуждениях родителей на форумах дети предстают исключительно как объекты заботы, даже когда они сами уже могут говорить и договариваться. Именно в пространстве «родительского» интернета их мнение не представлено — в нём есть только взрослые. На мой взгляд, это едва ли изменится, ведь иначе родителям будет сложно поддерживать друг друга.

Но уже сейчас взрослеют люди, чьи фотографии есть в интернете с раннего детства, в том числе их голые попы, описания детских капризов и болезней. Конечно, не всё содержание веба сохраняется десятилетиями, но стоит иметь в виду, что гипотетически ребёнок может вырасти и всё это прочитать, и возможно, не будет этому рад. Мне кажется, было бы неплохо некоторые вопросы обсуждать вместе с детьми, по крайней мере, чтобы у родителей в голове была такая альтернатива.

Поширити у соц. мережах: