Существует много способов сделать урок интересным для школьника. Но все они связаны с определёнными качествами, которыми должен обладать в первую очередь учитель. Американский тренер в области образования Анжела Майерс рассказала, каким должен быть преподаватель, чтобы школьникам действительно нравилось учиться.

Вовлечённость школьников в образовательный процесс падает с каждым годом. Это показало недавнее исследование, в котором участвовало 500 тысяч американских школьников. К выпускным экзаменам только о четырёх студентах из десяти можно сказать, что они действительно заинтересованы учёбой. Рассказываем, о чём должен помнить педагог, если он хочет быть хорошим учителем.

1. Сделайте пользу понятной. Фраза, которую каждый учитель слышал хоть раз: «Зачем нам учить всё это, чем это пригодится нам на работе?». Успех в образовании напрямую зависит от того, понимаем ли мы цель своего обучения и его пользу. Мы более мотивированы, если видим связь между целью и тем, чем занимаемся. И если мы хотим действительно заинтересовать студентов, то учебные задания должны быть значимы, полезны и похожи на те, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности.

2. Научите сотрудничать. Ученики — самый ценный ресурс друг для друга. Совместная работа над проектами и разбор кейсов с другими студентами готовит их к жизненным трудностям. Они точно столкнутся с ними за стенами школы, но об этих трудностях не пишут в учебниках и не говорят на уроках. Создайте им условия для совместного обсуждения — и увидите, что материал усваивается куда лучше, а вовлечённость растёт.

3. Дайте простор воображению. Вам кажется, что студенты ленивы, немотивированы, неисполнительны и неуважительны? Всё это прямое следствие отстранённости. Если у ребёнка на уроке будет простор для игры и воображения, будет возможность самому создавать и испытывать, исследовать и совершать ошибки, много общаться и взаимодействовать с другими, остранённость быстро улетучится.

4. Выстраивайте близкие отношения. Сколько бы мы ни повторяли, что подростковый возраст для нас — это открытая книга, подростки всё равно будут твердить, что их никто не понимает. Они хотят более тёплого, доверительного контакта со взрослыми. Они работают больше и лучше, когда знают, что мы отмечаем их успехи (и гордимся ими). Гораздо важнее материала, который мы должны изложить им за урок, — ощущение самоуважения и нужности, которое они будут испытывать при общении с нами.

5. Верьте в способности студентов. Продуктивные студенты чаще испытывают себя сложными заданиями и более глубоко мотивированы. У них всегда есть план действий, они предпринимают конкретные шаги, чтобы выполнить требования, которые сами себе предъявляют. Они ищут причину неудач в собственных действиях и событиях, а не сваливают вину на внешние факторы. Они быстро восстанавливаются после неудач и, как правило, всегда достигают собственных целей.

6. Расскажите о себе. Каждый день класс видит нас в одной и той же роли — стоящего у доски и вещающего что-то разумное, доброе и вечное на тему урока. Но что, если предложить им взглянуть на учителя с другой стороны — как на такого же студента, как они сами? Собственный пример того, как мы преодолели трудности в учёбе, вдохновит не меньше, чем учебный материал. Успешен тот, кто не прячется за профессией «учитель», а гордится, что может быть учеником наравне со своими студентами.

7. Давайте обратную связь. Студенты должны знать: для вас важно всё, чем бы они ни занимались. Обратная связь — это могущественное оружие. В хороших руках оно может стать отличным стимулом, а в плохих — задушить любой, даже самый сильный интерес.

8. Формируйте правильные привычки. Вы, наверное, знаете, что хорошие оценки в школе — не залог того, что в жизни вы будете успешны, как Илон Маск. Непрерывное развитие эмоционального интеллекта и особого отношения к жизни и своему занятию — вот что делает успешных людей такими. В наших силах помочь студентам развить те привычки и навыки, которые помогут с лёгкостью справиться с любым заданием.

9. Верните в учёбу радость. Дети проводят несчётное количество часов за беззаботной игрой, пока не приходит время «учиться». «Учиться», как правило, значит, вести себя по-другому. Если мы хотим вырастить поколение мыслителей и инноваторов — тех, кого отличает любопытство и способность творчески мыслить, — мы обязаны вернуть в классы смех, радость, эмоции и учёбу в удовольствие.

10. Проповедуйте кайдзэн. Это японская концепция «непрерывного обучения», которую мы все должны выучить назубок, если хотим, чтобы наши студенты достигли наилучших профессиональных и личных результатов. Маленькие изменения, которые происходят каждый день, через время приносят внушительный результат. Но достигнуть его можно, только если вдумчиво относиться к каждому своему поступку.

11. Учитесь слушать. В любой культуре умение слушать даёт право быть выслушанным. Эти навыки необходимы каждому, кто в XXI веке хочет считать себя грамотным. То, насколько вы внимательны к собеседнику, говорит ещё и о том, насколько сильно вы способны вовлекаться в познавательный процесс.

12. Мотивируйте. Это качество, которое пригодится в любом возрасте, тем более, если вы учитесь. Хотя забота об образовании в первую очередь лежит на самих студентах, мы, учителя, всё-таки несём общую ответственность за то, чтобы их мотивация не угасала. Атмосфера, которую мы создаём вокруг себя, в том числе в учебном классе, имеет значение.

13. Подружите своих учеников. Одна из фраз, которую я повторяю себе каждый день: «Вместе мы сильнее и умнее». За пределами школы студентов окружают друзья и родные — стоит создавать такие же крепкие связи в школе. Одноклассники могут стать единомышленниками, которые будут вместе покорять мир знаний.

14. Ориентируйтесь на их увлечения. Чтобы действительно заинтересовать студентов, встройте их интересы в учебный процесс. У каждого ученика есть то, чем он любит заниматься и делает это хорошо. Если вы сможете раскрыть этот интерес во внеклассной деятельности, а затем придумаете, как задействовать его на уроке, они вполне могут изменить своё представление о школе к лучшему.

15. Будьте лидером. Иногда студентам нужно получить хороший толчок от учителя, чтобы начать что-то делать. Но большинство учеников сегодня знают, что могут положиться на одноклассников, потому что они стали воспринимать друг друга не просто как соседей по парте, а как сообщество. И если учитель достаточно прозорлив, он поймёт, что это сообщество начинается с него самого.

16. Придумывайте и задавайте вопросы. Вопросы — это разминка для ума, которая не даёт вниманию студентов ослабевать. Чтобы вовлечение студента было полным, обстановка в классе должна вдохновлять на настоящее взрослое исследование, располагать к тому, чтобы ученики не стеснялись задавать открытые и располагающие к дискуссии вопросы.

17. Используйте разные методики. Оно добавляет остроты в нашу жизнь — и учительскую в том числе. Мы не должны ограничивать себя одним-единственным методом, а использовать разнообразные. Не важно, насколько вы способный педагог, — заниматься со всеми классами по одной и той же схеме рано или поздно вам надоест, а студентам и подавно.

18. Не забывайте про интернет. Относитесь к нему не просто как к месту, где можно искать и хранить информацию. Это самый современный инструмент для того, чтобы поощрять студентов создавать собственный контент — и находить в такой совместной работе общий с ними язык.

19. Работайте сверх меры. Мне доводилось слышать слова преподавателей, что у них нет времени вдохновлять учеников на занятиях: слишком много материала нужно освоить по программе. Но давать детям время, чтобы они могли поработать, потворить, пообщаться и поразмышлять вместе — разве это дополнительная нагрузка, а не то, чего от нас справедливо ожидают?

20. Учите на примерах других. Генеративное обучение — это «процесс в процессе», то есть способность делиться и создавать что-то вместе с другими, воссоздавать то, что сделали до тебя. Поощряйте студентов использовать свои знания и учиться на практике — это даст им возможность получить разнообразный опыт и изучить мир.

21. Создайте правильную атмосферу. Архитекторы придумывают, каким будет пространство, где мы живём и работаем. А мы, учителя, создаём пространство, где ученик будет получать знания. Любое решение, которое мы принимаем, от выбора мебели в классе до вовремя проявленного сочувствия к ученику, сильно влияет на условия обучения.

22. Включайте мозг. Наш мозг вовлечён во все без исключения жизненные процессы. Но стоит ему «отключиться» по какой-то причине — будь то усталость или горе — и вот вы уже недовольны собой и съедаете себя изнутри. Каждый учебный день немного перепрограммирует наш мозг и меняет ход мысли. Если мы поймём, как это происходит, то сможем натренировать наш мозг и сделать его более работоспособным.

23. Не переставайте учиться. Этот список абсолютно бессмысленен, если вы не начнёте развивать эти качества в себе. Вовлечение в образовательный процесс потребует от вас качеств лидера, а лидерство основано на постоянном поиске и философском подходе к жизни. Как лидер вы можете тренировать, формировать, поддерживать и наставлять своих коллег в стремлении сделать каждый урок более увлекательным, чем предыдущий.

24. Любите то, что делаете. Энергия и энтузиазм заразительны. Один из лучших комплиментов в моей жизни мне сделал студент, который сказал: «Мне была не очень интересна тема лекции, но вы говорили о ней с таким волнением, что я просто не мог не воодушевиться вместе с вами». Когда дети видят наше рвение и страсть, они хотят делиться своими. Любите то, что вы делаете, и держите хватку каждый день. Даже если вы читаете одну и ту же лекцию в сотый раз, помните: студенты слышат её впервые.