Сегодня я хочу обсудить ту ситуацию, когда ребёнок при проигрыше впадает в истерику/агрессивное состояние, глубоко расстраивается и, как следствие, не хочет участвовать в играх, где присутствует элемент соревнования.

У такого поведения  можеть быть несколько причин:

- детский эгоцентризм;
- неустойчивая самооценка;
- обидчивость (как черта характера, которую дети чаще всего перенимают от взрослых).


Следствие:
- неуверенность в своих силах;
- замкнутость;
- агрессивное поведение;
- деструктивное выражение чувств/злость.

Если ребёнок не умеет проигрывать, то важно научить его это делать. Да-да, именно НАУЧИТЬ. Показать ему, что проигрывать не страшно, не больно и даже нормально.

О том, как можно научить ребёнка проигрывать, я расскажу чуть ниже, а сейчас поделюсь базовыми рекомендациями для родителей, которые  обращаются ко мне с подобным запросом:

 

  • Ребёнок должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он проиграл? Нет же, он стойко дошёл до конца, а не бросил игру на пол пути!
  • Не сравнивайте ребёнка. Если и сравниваете, то только с НИМ САМИМ. Можно даже завести тетрадку и туда записывать его достижения в той или иной игре.
  • Поднимайте ребёнку самооценку (если чувствуете, что она страдает.
  • Играйте в «Хвасталки» (участники начинают вспоминать по очереди о своих достижениях за день/неделю/год или в какой-то одной сфере) и «Хвалилки» (игроки по очереди хвалят друг друга и объясняют, почему это для них важно).
  • Совместные игры заканчивайте той игрой, где ребёнок может почувствовать себя победителем (позитивное закрепление).
  • Разделяйте его чувства. Важно, чтобы вы могли «контейнировать» чувства ребёнка. Он орет, плачет, кричит, а вы стоите/сидите рядом, проговаривая ВСЛУХ причину этой реакции, успокаиваете его.
  • На своём собственном примере показывайте – проиграть не страшно. Покажите, что вы тоже расстраиваетесь (немного) при проигрыше, грустно вздохните и скажите: «Ну ничего, повезёт в следующий раз»/«В следующий раз я буду внимательнее и точно выиграю».


В общем, таких рекомендаций у меня много и писать можно бесконечно, но хочется перейти уже к самому интересному – обучению ребёнка проигрывать, ДОСТОЙНО ПРОИГРЫВАТЬ.

Бесейду постройте так:

 

  • Слушай, а ты знаешь, что проиграть можно ДВАЖДЫ?? Да, представляешь, человек, который проиграл, проигрывает дважды, если после игры он кричит, топает ногами, плачет (покажите все это в суперутрированной и смешной форме). Как думаешь, какого цвета у него лицо в этот момент? КРАСНОЕ! Ха-ха-ха, а изо рта могут течь даже слюнию... фуууууууу (скорчите смешную рожицу).
  • Видел/а когда-нибудь таких? Я да! Так себе зрелище, скажу тебе.
  • Но я хочу рассказать тебе один секрет. Ты же умеешь хранить секреты? Знаешь ли ты, что проигравший может выглядеть очень красиво, так, что никто даже и не заметит его проигрыш?
  • Для этого в конце игры ему просто нужно быть спокойным. Конечно, он не должен радоваться за другого, если ему не хочется, да и обниматься с победителем тоже. НО! Он может как джентельмен/настоящая леди протянуть руку и сухо сказать – «ПОЗДРАВЛЯЮ!». 
  • Как думаешь, красиво это будет выглядеть со стороны? Я думаю, да! 
  • Попробуем? У тебя получится!! Я уверен/а!


После такой беседы предложите ребёнку поиграть в те же крестики-нолики или камень-ножницы-бумага, где точно чередуются успехи и неудачи.

Сначала пусть выиграет РЕБЁНОК. Вы пожмёте ему руку и поблагодарите за игру. Можно два раза. А после  – ВЫ.
Попросите его также поблагодарить/поздравить вас, как вы его.

Такая игра должна завершиться выигрышем ребёнка (как я уже говорила позитивное закрепление).

Вот вы и дали своему малышу план действий. Помогайте ему. Поддерживайте его! Хвалите, когда он справляется со своим эмоциями!

У вас все получится!.

А если нужна помощь, приходите на консультацию, я с радостью подскажу, что делать дальше (запись в  ЛС).

Я, кстати, очень люблю использовать в таких случаях метод сказкотерапии – пишу под каждого ребёнка свою терапевтическую сказку, в которой мы находим внутренний ресурс, помогающий нам справиться с эмоциями во время проигрыша. Работает!