Osvitanova.com.ua

“Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих” – ведь так мы думаем? Вы серьезно? Кто-то в это еще верит?

Оказывается, да. Когда я работаю с детьми, как только заходит речь об ошибках, они мне тут же цитируют эту фразу. И я даже знаю, от кого они ее услышали.

А вот реальной истории, где эта “истина” подтверждалась бы, никто рассказать не может.

Все потому, что это миф. Миф, который мы поддерживаем и навязываем его нашим детям. Если бы эта расхожая фраза была правдой, никто бы не знал, что такое “наступать на те же грабли”. Мы ведь считаем себя умными, не так ли? А получается, что не то что на чужих, даже на своих ошибках не учимся.

Если задуматься, откуда растут ноги у нашего пристрастия к подобным фразам, оказывается все просто. Мы не любим ошибаться. И не хотим, чтобы ошибались наши дети. А это утопия. Ошибаются все. Ошибались, ошибаются и будут ошибаться.

И что самое интересное: ведь ошибка – это прекрасно. Если правильно к ней относиться. Для нашего мозга ошибка – это кладезь информации и возможность лучше запомнить материал. Если бы не наше отношение к ней, и если бы не желание во всем быть лучшими.

А что происходит в реальности? Когда ребенок ошибается, ему снижают оценку, его ругают, у него возникает печаль, разочарование, раздражение или гнев. Так и возникает “естественное” нежелание совершать ошибки и “понятный” страх перед ними.

Ошибка – это одна из основ критического мышления. Часть так называемого научного мышления.

Допустим, у нас есть гипотеза (отношение к ситуации, убеждение, взгляд на мир) и мы ее тестируем на реальности (сопоставляем с фактами). Если же наша гипотеза не соответствует реальности (мы признаем ошибку) – мы меняем наше отношение, убеждение, мировоззрение. Но чаще выходит так, что мы пытаемся подогнать реальность к нашей гипотезе. А поскольку это невозможно, то это прямой путь к неврозу. И эта схема работает на разных уровнях – в отношениях, в учебе, в профессиональной деятельности.

Например, ребенок убежден, что люди добры и милы, что мир справедлив, и в нем добро всегда побеждает зло. Он сталкивается с реальностью, где другие могут воспользоваться его легковерностью и доверчивостью. Его убеждение и страх перед ошибкой заставляют оправдывать поведение этих других, искать основания для такого их поведения. Он может даже допустить, что с ним что-то не так, что он заслуживает такого обращения. И это все вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию и поменять гипотезу (убеждение). Но для того чтобы уметь видеть реальность такой, какая она есть, а не подгонять ее к своим шаблонам, нужно иметь достаточно развитое критическое мышление.

А что мы, родители? Помогаем ли мы детям в этом?

Хочу привести еще один пример того, как мы мешаем формированию того самого критического мышления.

От скольких разочарований нам хочется уберечь детей. От ошибок, которые мы сами когда-то совершили. А реально ли это? Вопрос открытый.

Как же нам хочется “подстелить соломку”. А эту соломку мы стелим как? С помощью чрезмерного контроля. И нежелания предоставлять детям самостоятельность. Мы ограничиваем их в возможности принимать собственные решения. Мы думаем, что такая тактика оправдана, так как не уверены, что ребенок сам способен разглядеть опасность, неприятность. Мы не уверены в зрелости его мышления.

Вопрос в другом. Если бы мы целенаправленно помогали ребенку сформировать зрелое критическое мышление, то нам бы захотелось проверить, насколько оно хорошо работает у него. А как можно проверить? Просто. Постепенно отпуская и наблюдая, что из этого получится.

Это единственный выход, который я вижу в том чтобы “подстелить соломку”, не добавляя излишней озабоченности, контроля и ненужных расспросов.

Итак. Как же развивать это самое критическое мышление?

Находить ошибки. Преднамеренно их делать. Позволять ребенку исправлять вас. Развивать его наблюдательность. Искать разные способы решения проблем или задач. Уметь видеть несоответствия в окружающем мире. Конечно же, задавать много вопросов.

Но это дети и так прекрасно умеют до определенного возраста. Главное, не отбить у них это желание, а с возрастом, наоборот, показать сколько еще разных вариантов вопросов бывает (открытые, закрытые, риторические, уточняющие, развивающие и т. д). 

Вопросы – это о чем? Это о естественном интересе, любознательности. Ведь так? Сохраним интерес, сохраним и желание задавать вопросы.

Не бояться задавать “неудобные” вопросы. Учить смотреть на ситуацию с разных точек зрения. Отличная практика – обсуждать исторические события. Вот уж где масса точек зрения. Учить умению различать черно-белое мышление: “Если ты мне не друг, то ты мой враг”. Показывать, как владение информацией из разных источников может помочь в принятии правильных решений. Развивать чувство юмора.

Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю. Джордж Бернард Шоу

 

Если вас заинтересовала эта тема, запишите своего ребенка на мой практический курс по развитию критического мышления для подростков 10-16 лет, который стартует уже 17 ноября. Программа разработана так, что занятия можно посещать разово. Подробности и регистрация по ссылке http://osvitanova.com.ua/events/krytycheskoe-myshlenye-kurs-dlia-podrostkov.

 

Поширити у соц. мережах: