Osvitanova.com.ua

Как сделать украинскую систему образования эффективной

Образование сейчас действительно приоритет. Реформа школы началась уже в 2018‑м и была поддержана финансово. Впервые в этом году мы передали 1 млрд грн субвенций на места, чтобы дети могли учиться новому содержанию в новых условиях. Сразу скажу, что освоение этих денег идет сложно: на сегодня потрачено чуть более 60 % — у местных властей явно не хватает менеджерских навыков для проведения тендеров и работы с этими средствами.

В бюджете-2019 на обновление образовательной среды также заложен 1 млрд грн, и это направление мы будем продолжать развивать. Если у нас будут остатки, мы станем вкладывать их в школьные автобусы, в переоборудование естественно-математических кабинетов.

Очень важно сейчас мотивировать учеников к изучению точных и естественных наук. Данные последней вступительной кампании показывают, что есть проблемы с запросом абитуриентов на технические направления образования. Это нужно исправлять.

Очень важно сейчас мотивировать учеников к изучению точных и естественных наук

Формула “деньги идут за учеником”

Есть небольшая часть детей, которые учатся в частных образовательных учреждениях. И среди этих школ существуют не только элитарные. Очень часто родители отдают ребенка в частное образование из‑за необходимости определенной альтернативы. Например, ребенок может иметь какие‑то особые потребности. И деньги родителей-налогоплательщиков, заложенные в государственное образование, в таком случае остаются нереализованными для этого ребенка. Поэтому с нового года рассчитанная на ученика минимальная сумма — около 80 % от того, что закладывается на обучение в госшколе, — пойдет за ним в школу частную. Мы совместно с Минфином разрабатываем механизм, как это будет происходить, — будут ли эти деньги заходить в частную школу напрямую или возмещаться родителям.

Этот принцип также коснется детей с инвалидностью и особенными потребностями. У нас есть инклюзивное образование и появится инклюзивная субвенция: если такой ребенок приходит в школу, на его обучение будет выделяться больше средств, чем на обучение обычного школьника.

Три основы эффективности школы

Первое — достаточная продолжительность обучения. У нас учебное время, за которое дети получают полное среднее образование, кратчайшее в Европе. И самые большие каникулы. Понятно, что в такой короткий период вжимается огромное количество материала. Этот вопрос мы решаем — реформа новой украинской школы предусмотрела переход на 12‑летнюю систему обучения.

https://www.facebook.com/novoyevremya/photos/gm.189477601941741/2250218171918754/?type=3

Во-вторых, важно качество обучения, а это всегда совместное действие. Ребенок, особенно в старших классах, должен быть готов самостоятельно работать над материалом, а учитель — подбирать те методики, которые максимально эффективны. В новом законе об образовании мы прописали автономность учителя в выборе методик обучения, последовательности тем и времени на их усвоение.
 

Кроме того, это в‑третьих, мы забрали у органов местного самоуправления функцию педагогического надзора над учителем. Теперь такой надзор — компетенция органов Госслужбы качества образования. Это освобождает учителя от возможных манипуляций или давления со стороны местных отделов образования и делает более эффективным в своей деятельности.

Текст записан в рамках интервью Лилии Гриневич для Радио НВ

 

Поширити у соц. мережах: