Data?1540894623

В этом мне поможет профессор нейробиолог Janet Zadina, глава RND EdEra Аня Ляшенко и ряд научных исследований по теме. 


1. Чем быстрее и легче учиться, тем лучше. 
Нет. Мозгу нужны усилия, чтобы установить новые связи. Мозгу нужно время, чтобы измениться и закрепить установленные связи. 

В 1994 году профессор психологии Robert Bjork разделил сложности в обучении на желательные (desirable difficulties) — делают обучение сложнее, но эффективнее в долгосрочной перспективе, и нежелательные (undesirable difficulties). К желательным можно отнести интервальное повторение материала, постоянное самотестирование, выявление и заполнение пробелов, активные формы обучения [1,2] — не только чтение, прослушивание, а интерактив, обдумывание, взаимодействие. К нежелательным — тревога, например, во время экзамена, отсутствие обратной связи и т.п. 

2. Чем больше часов проведем за учебой — тем лучше. 
Нет. Важно не сколько, а как. Стратегии эффективного обучения [3] в помощь: активное обучение, повторение, перерывы и переключение внимания и т.п. Интересно, что по статистике [4] студенты предпочитают пассивные методы обучения. Оно и неудивительно, ведь активное обучение — сложнее, заставляет думать и взаимодействовать с информацией. Пассивное же ведет к иллюзии знания. Главное, помнить, что если мы хотим научиться играть в футбол, мы не просто пересматриваем матчи, мы активно участвуем, практикуя этот процесс. 

3. Если я правильно сделал 10 одинаковых упражнений подряд, значит, я знаю материал
Нет. Massed practice — то есть выполнение одинаковых заданий блоком - создает иллюзию знания. Оптимальная стратегия — перемешивать задания разных форматов и тем (interleaving) [5]. Так мы учимся выбирать необходимое из общего пула стратегий и знаний для решения разных типов заданий.

4. Если я думаю, что я это знаю, значит, это действительно так.
Если бы это было так, не было бы поголовья уверенных в своих знаниях «экспертов». Эффект Даннинга-Крюгера [6] показывает, что пик уверенности в своих знаниях находится на низком уровне компетентности. Дальше, как говорится, чем больше я знаю, тем больше — не знаю. Лучший способ избежать искажений в собственной уверенности — пройти тест, попросить обратную связь и проверить себя. 

5. Память ограничена. 
Рабочая память — да. Хранит в себе 7 ± 2 элемента, а долгосрочная — не ограниченный склад с определенным количеством коробочек, а место, где можно устанавливать и устанавливать новые связи. Дерзаем. Мозг не лопнет 🙂 

6. У меня нет таланта/я глупый/мне уже поздно учиться.
Нет такого. Есть два образа мышления, которые описала психолог Carol Dweck: Fixed mindset — я ошибся, что-то не получилось, значит — не способен; Growth Mindset — ошибся — хорошо, ведь это часть процесса, дальше я выберу эффективную стратегию и продолжу. Предлагаю выбирать второй образ мышления и откинуть собственные предрассудки. 

 

Источники и интересности по теме. 


[0] Профессор Janet Zadina развеивает нейромифы в контексте образования: ://brainfacts.org/.../the-truth-behind-brain-based... 
[1] Метаанализ 225 исследований, которые сравнивают пассивное (лекции) и активное обучение по результатам экзаменов в STEM; In the STEM classroom should we ask or should we tell? pnas.org/content/pnas/111/23/8410.full.pdf 
[2] Активные формы обучения в таксономии Блума cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/blooms-taxonomy/
[3] Стратегии эффективного обучения. Последние шесть статей на блоге EdEra (blog.ed-era.com)
[4] Metacognitive awareness of learning strategies in undergraduates ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21264604
[5] «Ефективні навчальні стратегії: чергування» на блоге EdEra blog.ed-era.com/interleaving/
[6] Эффект Даннинга-Крюгера можно и на википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Даннинга_—_Крюгера
 

Еще немного полезного.


1. Книга об эффективных учебных стратегиях “Make It Stick”. Авторы - когнитивные психологи из Гарварда, которые специализируются на психологии обучения. Все тезисы в книге подкреплены ссылками на соответствующие научные работы.
2. Лекция профессора Daniela Kaufer в UC Berkeley “What can Neuroscience Research Teach Us about Teaching?”. gsi.berkeley.edu/programs-services/hsl-project/hsl-speakers
3. Новый курс Б.Оукли «Mindshift». Очень похож на «Learning How to Learn», но выглядит красивее и местами используются данные поновее. coursera.org/learn/mindshift/