Osvitanova.com.ua

Вопрос очень неоднозначный, почти как прививки. Рискну высказаться. Я, как всегда, не хочу смотреть на него с одной стороны. Посмотрю как минимум с трех.

1. Мы существа социальные и хотим понимать, какое место мы занимаем в нашем окружении. На что ориентироваться в этом непростом вопросе?

У совсем маленьких детей четко работает механизм, который достался нам от наших предков. Эксперименты показывают, что уже в полгода ребенок ориентируется, кто имеет высокий статус, а кто нет. Все просто, как у животных. Кто сильнее, тот и статуснее.

В общении с родителями ребенок старается вести себя так, чтобы получить одобрение и внимание. Что означает — если мне это дают, то со мной все "ок".

С началом обучения в школе совпадает период формирования самооценки. И здесь на первое место выходит желание сравнивать себя с другими. И заодно получать одобрение и внимание от нового авторитета — учителя.

Мы ведь люди честные, и не будем себя обманывать в том, что мы не сравниваем себя с другими. Даже если мы против сравнения и не признаем это нашей привычной, автоматической реакцией. Мы можем это отрицать, но это явление с нами всегда. Даже у взрослых.

Оценка введена в школу как критерий, который может с относительной точностью измерить успеваемость ребенка. И, несомненно, оценки влияют на формирование самооценки. Если убрать оценку, дети все равно будут соревноваться. Вопрос в том, что они возьмут за критерий "крутости". Они могут выбрать все что угодно — одежду, внешность, социальный статус родителей, количество достижений вне школы, уровень бунта по отношению ко взрослым.

Оценка — достаточно четкий и измеряемый показатель успешности в каком-то деле (при условии большей или меньшей адекватности и объективности того, кто ребенка оценивает).

Оценка считается очень хорошим мотиватором к учебе. Стимулирует ответственность и дисциплину.

Как вы считаете могут сосуществовать такие две мотивации одновременно: желание получить хорошую оценку и желание освоить новые знания?

 

2. С другой стороны, оценка убивает интерес, провоцирует конфликт и способствует возникновению комплексов.

Оценка - самая сильная мотивация по сравнению с другими, слишком сильный стимулятор. Это самый популярный инструмент в манипуляции и дрессуре. Неправильное использование оценки может привести к неумению ребенка определить, чего же он хочет на самом деле.

Еще одним минусом оценки становится формирование ответственности не перед собой, а перед учителем, родителем, внешним миром.

Ребенок не может себя оценивать объективно до определенного возраста и критично относится к своей деятельности, поступкам, поэтому ему нужно внешнее регулирование. Но с введением оценки внутреннее регулирование может так и не возникнуть, или может начать работать с перебоями.

Еще существует мнение, что оценка нужна, когда неинтересно. Если процесс обучения сделать ярким и запоминающимся, то необходимость в оценивании отпадет сама собой. Но это может быть утопией...

 

3. Интересно минуют оценивание на обучающих онлайн-платформах.

Сейчас я прохожу один из курсов на Coursera (он для взрослых, но я уверена, что уже есть аналоги и для детей). Все очень просто.

После каждого из блоков информации есть пооверочное тестирование. Прошел его (70% правильных ответов) идешь дальше, к следующему блоку информации. Не прошел — изучи получше и пройди тест еще раз. Причем как раз на этом курсе (он о том, как можно научиться эффективно учиться с точки зрения нейропроцессов) особое внимание ведущие уделяют важности ошибок.

Другими словами — ошибаться, это круто! Ведь если мы не ошибаемся, мы толком и не учимся. Исправление ошибок заставляет мозг прочно усвоить информацию.

Оценка же не подразумевает возможности ошибок. Точнее, за ошибку мы сразу получаем наказание — снижение оценки, то есть негативное подкрепление, тем самым отбивая охоту к обучению.

Ведь в идеале нужно стремиться к тому, что может быть интересно вне зависимости от того, как тебя оценят.

Цель оценки — обратная связь. Но ее можно дать и на словах, без циферок.

Без оценки — это неудобно и сложно, а с оценкой — просто и понятно, а еще очень привычно.

А вы к какому мнению склоняетесь? Давайте поговорим...

Поширити у соц. мережах: