Data?1538568409

При поступлении в школу чаще всего родителей заботит интеллектуальная подготовка детей, физическое здоровье, а вот психологический аспект уходит на второй, если даже не третий план.

Но не стоит забывать о том, что по статистике переход из детского сада в школу часто является стрессовой ситуацией для ребенка. 

Первое и самое, на мой взгляд, сложное для принятия – это новый вид деятельности. Ведь в школе дети меньше играют и больше слушают, а в детском саду – наоборот.

Второе – новый коллектив и адаптация в нем. Для того, чтобы ребенок смог быстро найти общий язык с одноклассниками, у него должны быть развиты коммуникативные способности, адекватная самооценка и уверенность в своих силах.

 

Сложности во время адаптации в коллективе могу возникнуть, если у ребенка плохо развит навык общения (коммуникация) или есть небольшое физиологическое отклонение от нормы, а также если в силу своего темперамента или неуверенности в себе он не может пока отстоять свои границы. Такие ученики становятся потенциальной мишенью для насмешек или даже жертвами буллинга.

Травля уничтожает самооценку ребенка и со временем он начинает думать, что заслужил такое отношение к себе. Если травля происходила в младших классах, то вероятность того, что она продолжится в средней школе, очень высока.

Что я рекомендую родителям в такой ситуации:

Проявлять чуткость и улавливать изменения в настроении ребенка. Так как зачастую дети не рассказывают о травле, потому что не воспринимают ее всерьез. Пока не воспринимают.

Если вы заметили изменения в поведении ребенка, поговорите с ним. Узнайте причину конфликта, подскажите, как реагировать на то или иное поведение одноклассников. Если вы понимаете, что существует сильная угроза физическому и психологическому здоровью ребенка, то необходимо подключать учителей и родителей "обидчика". Не стоит им угрожать, лучше наоборот, объединиться в решении данной проблемы. Также не стоит устраивать разборки с участниками травли. Это лишь усугубит ситуацию.

Часто в младших классах обидчики задирают только тех, кто не может им "ответить". "Ответить" – это значит уверенно без дрожи в голосе сказать, что с ним так поступать нельзя. Ведь когда ребёнок уверен в себе, голос не дрожит, а глаза не бегают по сторонам, его слова воспринимаются всерьёз и обидчик отступает.

Обратитесь по возможности к (школьному) психологу и поработайте с уверенностью в себе и новой моделью поведения в конфликте. Почувствовав себя уверенным, ребенок поверит в то, что сможет дать отпор обидчикам.

Что я рекомендую учителям в такой ситуации:

Учителям важно следить за атмосферой в классе, особенно в младших классах. Ведь именно тогда и формируются подгруппы, появляются лидеры и аутсайдеры. 

Если вы заметили травлю одного члена коллектива другим, вы немедленно должны об этом сообщить родителям и школьному психологу. Вариант "сами разберутся" отбрасывайте сразу.

Один из лучших способов остановить травлю в младших классах – создать здоровую атмосферу в коллективе. Этому способствуют игровые тренинги, групповые задания (группу стоит делить не по фамилиям, а по тому, кто с кем меньше общается) и внеурочная деятельность, которая направлена на эмоциональное развитие младших школьников. Искренние беседы, упражнения и истории помогут сформировать благоприятную атмосферу в классе.

Именно для того, чтобы такой здоровый детский коллектив сформировался, выросла мотивация к обучению, произошла "профилактика" появления изгоев, мы с коллегой разработали программу психологического сопровождения младших школьников "Happy Lessons",  занятия по которой развивают волевую и эмоциональную сферу, умение ставить цели и социализироваться. Программа прошла апробацию в 2016-2017 гг. и получила положительные результаты.