Osvitanova.com.ua

Чтобы каждый, кому необходима помощь при несчастном случае, мог ее получить до приезда медиков, хотя бы 10% населения страны должны обладать навыками оказания первой домедицинской помощи. Начинать обучение нужно с подросткового возраста, считает директор компании SAR Никита Карпенко. Его проект "Юный парамедик" направлен на то, чтобы максимальное количество людей в Украине поняли критическую важность знаний, которые спасают жизни.

Что стало причиной открытия курсов первой домедицинской помощи?

В 2009 году в моей жизни произошел случай, который изменил многое. На моих руках от инфаркта умер близкий человек — скорая помощь ехала долго (15-20 минут), а я не знал, что предпринять. Тогда я понял, что каждый человек должен уметь выполнять какие-то действия, которые дадут возможность пострадавшему человеку дожить до прибытия бригады скорой помощи. Поиски простых частных курсов в Одессе, которые давали бы такие знания, не привели к успеху. Тогда, пожалуй, и в Украине не было ничего подобного. Был только один вариант — получать медицинское образование.

Я решил создать такие курсы. Мне удалось собрать команду специалистов, я сам параллельно получил медицинское образование, чтобы иметь возможность авторитетно говорить о том, чему я планировал обучать людей.

К сожалению, в Украине до сих пор вопросы защиты жизни и здоровья людей как на предприятиях, так и в частной жизни, рассматриваются с точки зрения советских установок. Конечно, есть специалисты высокого класса с горящими глазами, которые изучают современные технологии и стараются донести их до максимального количества людей, но таких пока не много. 98% работников предприятий, которые должны ежегодно проходить обучение по вопросам охраны труда, включающей и первую домедицинскую помощь, ограничиваются получением удостоверения или сертификата без какого-либо толкового обучения. В то же время ежегодно на украинских предприятиях травмируется более 4000 человек, из которых около 400 погибает. И это только задокументированные несчастные случаи, связанные с производством.

Вывод простой — люди не владеют элементарными навыками оказания первой помощи. На мой взгляд, эти навыки нужно прививать, начиная со школьного возраста. Именно это направление и стало для моего бизнеса социальной составляющей. Кроме того, в 2014-2016 годах мы проводили много обучающих мероприятий для Национальной гвардии Украины, полиции, военных, и даже бригады скорой медицинской помощи… Наша принципиальная позиция — для бюджетных организаций обучение мы проводим бесплатно.

Как пришла идея обучать школьников?

Когда мы начали работать с предприятиями, столкнулись с тем, что для того, чтобы повысить шанс на выживание среднестатистического украинца, нужно чтобы хотя бы 10% от всего населения были обучены базовым навыкам оказания первой домедицинской помощи (ПДП). Взрослый человек придет на курсы только в двух случаях: если его заставят, или если у него в жизни произойдет трагическая ситуация, которая изменит его сознание. Мы решили начать с самого начала — с обучения детей. Так мы доносим до взрослых важность обладания навыками первой помощи и растим поколение, которое уже обладает этими навыками.

Мы создали организацию Национальный совет по здравоохранению и безопасности, подписали с департаментом образования Одессы и запустили проект "Юный парамедик". Его суть в следующем: для пилотного проекта мы отобрали восемь школ, в которых выбрали по группе детей старшего школьного возраста и для них на безвозмездной основе провели обучение по домедицинской помощи. Именно этот возраст наиболее эффективен с точки зрения такого обучения. Дети младше пока не готовы воспринимать информацию в течение трех-четырех часов, а за меньшее время невозможно научить ребенка основным техникам оказания помощи. Старшеклассники быстро воспринимают информацию, они сразу правильно учатся, потом принимают информацию и используют ее.

В рамках этого проекта по окончании обучения мы провели соревнование "Юный парамедик" среди всех команд. Каждый участник получил маленькую аптечку со всем необходимым. Но это не главное. Спустя два дня после соревнования в Одессе произошло нападение на одного из активистов Евромайдана. Опуская все политические составляющие, обычного человека ранили ножом и помощь ему из всей массы народа вокруг оказал школьник 10 класса, который прошел обучение в проекте "Юный парамедик". Этот парень — единственный человек, который смог помочь раненому и тем самым спас ему жизнь до прибытия бригады скорой помощи.

Обладают ли подростки минимальными знаниями в области первой помощи?

В партнерстве с ГСЧС (Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям. — Ред.) мы проводим занятия по противопожарной безопасности. Вы знаете, что не так давно в детском лагере "Виктория" произошла трагедия, после которой осталось очень много вопросов по поводу соблюдения требований безопасности и реагирования на подобные ситуации. Информация, которая вышла в СМИ, — это меньше половины того, что на самом деле там происходило. Там был ужас. Поэтому, кроме курсов по ПДП, мы решили проводить занятия для детей по противопожарной безопасности. И на этих занятиях я заметил удивительную вещь: большинство детей не знает, как позвонить в пожарную, скорую, милицию. У них в голове нет номеров — 101, 102, 103. У меня возникает вопрос: "О чем говорят в школах на уроках "Захист вітчизни"? Почему не дают самых элементарных знаний, которые спасают жизнь?".

Это стало причиной запуска еще одного нашего проекта, в рамках которого планируется обеспечить школы минимально необходимым оборудованием для обучения домедицинской помощи, а также провести обучение для всего педагогического состава. У учителей должны быть презентации, плакаты, они должны понимать, о чем говорить с учениками. Посмотрите на западные страны — там, пока человек не пройдет качественное обучение по ПДП, он просто не получит водительское удостоверение.

Проект "Юный парамедик" будет мультиплицироваться на другие города Украины?

Мы планируем сделать проект круглогодичным и развить его по всей территории страны — первый на очереди Киев. Это проект полностью не коммерческий, но с большой целью — дать молодым людям знания, благодаря которым завтра или послезавтра они смогут спасти нашу с вами жизнь. Кроме того, под эгидой Национального совета по здравоохранению и безопасности в этом году 22 сентября в Одессе мы проводим вторые Всеукраинские соревнования для людей без медицинского образования "Кубок парамедик — 2018". Прошлогоднее мероприятие показало, что эти соревнования — прекрасная площадка для отработки навыков ПДП.

Курс обучения для детей формируется на основе тех же критериев и принципов, что и для взрослых?

Программа обучения и сам процесс для детей основываются на тех же принципах, что и для взрослых. Есть две вещи, которые отличают эти курсы: визуальный ряд и форма обучения. Для детей видео и фото выбираются "мягче", менее шокирующие, а обучение проводится в более игровой форме.

Как дети реагируют на обучение?

Не стоит объяснять, что дети приходят к нам, чаще всего не добровольно, а по указанию учителей. Но у них, в отличие от взрослых, которых заставляют проходить обучение, нет скепсиса. Скорее, они приходят с нейтральным отношением. Но, как только понимают, что с ними говорят о взрослых вопросах, о жизни, о смерти, при этом все происходит в живой форме, нет конспектов, учебников, оценок, а есть реальная практика, настроение ребят меняется кардинально — в глазах появляется интерес, в движениях живость, они становятся активными.

Я оцениваю процент вовлеченности детей в занятие в 80%. Это колоссальный показатель, который во взрослых группах может быть только тогда, когда люди приходят на обучение по своей инициативе. Чаще это молодые родители или люди, у которых какой-то несчастный случай произошел в жизни.

Может ли ребенок младше 15 лет оказать первую домедицинскую помощь взрослому человеку?

К чему чаще всего сводится оказание ПДП? К проведению реанимационных мероприятий. У детей младше 15 лет просто не хватит сил провести сердечно-легочную реанимацию, они не смогут продавить грудную клетку взрослого человека. Поэтому самое главное, что может сделать ребенок — вызвать скорую помощь. Много случаев, когда только благодаря этому действию, дети спасали жизнь родителей.

Однако в нашей стране, как и в других странах постсоветского пространства, есть большая проблема — когда в скорую звонит ребенок, часто диспетчер просто не принимает вызов, думая, что "дети балуются".

Мы поднимали этот вопрос в Одесской области и добились того, что до всех диспетчеров довели информацию о том, что они обязаны принимать вызовы от любого человека, в том числе от детей. Это та ситуация, в которой лучше сделать в 100 раз больше, чем не сделать. Даже если из 10 случаев 9 будут шуткой, один случай не приема вызова может стоить человеку жизни.

Видео предоставлено Никитой Карпенко

Каким основным приемам ПДП нужно научить маленького ребенка?

Ребенка нужно научить распознавать опасность, не лезть ни в коем случае в очаг риска (вопрос собственной безопасности — первое, о чем должен подумать любой человек, оказывающий первую помощь) и вызвать скорую помощь.

Но, самое главное, чему каждый родитель должен научить своего ребенка — при любой непонятной ситуации просить помощи у родителей, у преподавателей или у окружающих людей. Была ситуация, когда мальчик упал с дерева и очень сильно ударился животом, но безумно боялся прийти к родителям и рассказать о том, что случилось. Он сидел на месте, не двигаясь, пока не потерял сознание. Родители уже нашли его в этом состоянии. Они не могли понять, что с ним произошло, почему он без сознания. А внутреннее кровотечение — это счет на часы.

Как ребенок может преодолеть психологический барьер, если что-то случится с кем-то из его близких, и никого не будет дома?

Единственная возможность преодолеть психологический барьер — пройти ситуации, приближенные к реальности и под контролем специалистов. Любой психологический барьер преодолевается только постоянной отработкой навыков. Курсы для школьников, которые мы проводим, всегда заканчиваются экзаменом. На экзамене ребенок "попадает" в ситуацию, в которой отыгрывается сценарий, например, лежит подросток, который якобы упал с велосипеда, на нем симуляционная накладка раны, из которой течет кровь. Школьник должен позвать на помощь и сделать так, чтобы его сверстник дождался медиков, то есть ему нужно остановить кровотечение.

Что обязательно должно быть в домашней аптечке?

В первую очередь нужно сказать о том, что аптечка должна находиться в месте, недоступном для детей. Это априори. Все препараты, инструменты, средства и перевязочные материалы должны быть в одной коробке или специальном ящике, который можно взять и перенести в любое место квартиры или выйти на улицу. Теперь по минимальному составу.

Антисептики. Забудьте о йоде и зеленке — в их состав входит спирт, который сжигает верхний слой эпителия. Если рану намазать "спиртом", конечно, она подсохнет. Но за счет чего? За счет того, что произойдет ожог — щиплет потому, что сжигаются нервные окончания. Поэтому в аптечке должен быть спиртонесодержащий антисептик (спрей или салфетки).

Перевязочные материалы. Бинты, жгут (любой аптечный жгут), лейкопластырь в виде полосок и в баллончике (пластоспрей). Раны, ссадины, которые периодически появляются у детей, обрабатывать нужно так: промыть мыльной водой от грязи и пыли, обработать антисептиком (из баллончика или салфетками с хлоргексидином) и заклеить/забрызгать пластырем.

Препараты:

- жаропонижающее (парацетамол, ибупрофен — сироп и свечи); - солевой раствор для промывания носа; - сосудосуживающие капли для носа (оксиметазолин); - раствор для оральной регидратации (регидрон оптим, био гая ОРС); - натрия хлорид 0,9% — для промывания слизистой оболочки глаз при необходимости; - перекись водорода; - хлоргексидин; - пластырь (пластоспрей); - холодовой пакет.

Если в доме есть ребенок до 1 года, необходимо иметь в аптечке газоотводную трубку и аспиратор для носа.

Поширити у соц. мережах: