Osvitanova.com.ua

Семен Есилевский – ведущий научный сотрудник Института физики НАНУ, доктор физ.-мат. наук, специалист в сфере молекулярной биофизики и компьютерного дизайна лекарственных препаратов для сайта site.ua написал колонку о том, почему абитуриенты выбрали те специальности, которые выбрали и чем чревато их решение. 

Знаете что меня больше всего бесит во всех последних тенденциях по реформированию (читай дебилизации) образования? То, что детям “должно быть легко учиться”.

Это - вопиющее извращение. Никогда в эволюционной истории человека детство не было легким. На детей и подростков всегда обрушивалось огромное количество информации, которую нужно усвоить, навыков, которыми нужно овладеть, опыта, который нужно приобрести. Причем сейчас дети находятся в абсолютно тепличных условиях по сравнению даже с 19-м веком (не говоря уже, например, о неолите) - они почти не умирают от инфекций, не имеют паразитов, не подвергаются эксплуатации.

Как “легко” было человеческим детям в каменном веке лучше послушать у замечательного антрополога Станислава Дробышевского. Человеческие детеныши созданы эволюцией так, что они имеют огромные резервы выносливости - как физической так и интеллектуальной. Делать обучение в школе легким - это спускать в унитаз колоссальные ресурсы гибкого детского мозга, и терять самое благоприятное время для обучения, которые уже никогда нельзя будет наверстать никакими силами. "Легкие" школьные программы - это воровство интеллектуальных ресурсов в общегосударственном масштабе. Это куда хуже чем воровство денег т.к. украденные деньги можно конфисковать или напечатать новые, а профуканное детство сотен тысяч детей уже не исправить ничем.

Стереотип о том, что учиться в школе (а потом и в университете) должно быть легко, прочно укоренился в мозгах обывателей. Подавляющее большинство родителей выбирает школу и ВУЗ исходя из соображений удобства логистики и простоты учебы. Качество образования практически никого не интересует. Спросите себя: как часто вы слышали в быту фразы «ну в на этом факультете сложно учиться», «ну в этой школе много требуют», «ну там зубрить надо, кому оно нужно»? Такая тенденция продолжается уже несколько десятилетий и идет рука об руку с постепенным обесцениванием высшего образования и его превращением в простую формальность.

Стереотип о «легкой учебе», привитый большинству еще со школы, приводит к тому, что в ВУЗы идут исключительно за корочкой. Пофиг какой — лишь бы была. Работать по полученной в ВУЗе специальности никто даже в теории не собирается - цель просто получить "какое-то ВО". Знания не нужны, поскольку все равно работать потом рассчитывают либо "менеджерами широкого профиля", либо мелкими (или не очень мелкими) чиновниками — смотря куда тебя потом «пристроят» за взятку или по знакомству.

Вот и поступают украинские дети в 2018 году туда, где есть хорошо накатанный коррупционный конвейер для получения диплома с приложением минимальных усилий. Сводная таблица заявлений поступающих в ВУЗы на разные специальности в целом по Украине представляет из себя очень интересное чтиво. Из всего перечня более-менее логичным выглядит только большой ажиотаж на компьютерные науки. Все остальное напоминает какой-то неудачный розыгрыш:

Филология - 60 тысяч. Право - 59 тысяч. Экономика - 22 тысячи. Туризм - 20 тысяч (!) Журналистика - 20 тысяч. Менеджмент - 37 тысяч.

Все эти специальности входят в негласный список тех, где «легко учиться». В понятие легко входит и сама простота предмета, и возможность сдавать за взятки, вообще не появляясь на учебе. Если же подойти к этим предпочтениям абитуриентов с прагматичной точки зрения будущего трудоустройства, то становится очень сложно что-либо понять.

Сколько я не думал, я так не смог представить куда пойдут работать 20 тысяч специалистов по туризму с высшим образованием. Можно подумать, что у нас всемирная туристическая Мекка. Поправьте если я не прав, но у нас в целом по стране весь рынок туристических услуг вмещает меньше, чем выпуск "туристов" одного года. Вот нахрена они туда идут? Рассчитывают уехать на стажировку за рубеж и там остаться работать горничными в отелях? А для этого точно нужно ВО?

20 тысяч журналистов тоже выглядят фарсом. На рынке медиа сейчас нет никакого бума, он особенно не растет, а те новые проекты, которые появляются, прекрасно укомплектовываются уже имеющимися специалистами с опытом работы. Куда можно устроить 20 тысяч журналистов — понять сложно.

Про право и экономику я вообще молчу — по-моему сейчас даже последний бомж знает, что в этих специальностях уже лет 10-15 как дикий переизбыток кадров. Ну куда еще новых юристов и экономистов штамповать? Тем более что качество этих «специалистов», выпускаемых абсолютно всеми ВУЗами подряд, включая технические университеты и бывшие местечковые техникумы, оставляет желать лучшего.

И если менеджеров еще, наверное, столько нужно (и то не факт, что им всем надо иметь ВО), то на кой черт нужно 60 тысяч (!) филологов? Чтобы потом рефераты писать на заказ по 10 грн страница? Часто высказывается мнение, что на филологию поступают те, кто просто хочет задаром выучить иностранный язык и свалить за рубеж. Если это так, то это тоже из разряда «легко учиться» - ведь кроме, собственно, языка учить никто ничего не будет.

Симптоматично, что право, экономика, журналистика и педагогика не зря являются штопаным дном в плане качества диссертаций - учат там в массе своей так же как потом "делают науку".

На фоне этого цирка с конями особенно удручающе выглядит полный коллапс классических естественных наук:

Математика - 1.2 тысячи. Биология - 5 тысяч. Химия - 1.5 тысячи. Физика - 764 человека. Материаловедение - 370 человек.

Напомню, что это на всю страну! Красноречивые цифры, ярко свидетельствующие о том, что современным абитуриентам совершенно не интересно классическое образование. Оно сложное, надо напрягаться, а работы потом все равно нет. Лучше раз в семестр приходить сдавать зачеты по «туризму», вкладывая сколько надо в зачетку, чем корпеть над сопроматом или молекулярной генетикой. Один черт потом работать менеджером по продажам либо, если повезет, маляром в Польше.

Что ж, тенденция более чем понятна. Украина — это страна, где выбирают «легкую» учебу для детей. Ни о какой конкурентноспособности такого государства в современном мире речь не идет в принципе. Сейчас побеждают те, кто продуцирует высококлассных инженеров, материаловедов, биотехнологов, химиков, электронщиков, проектировщиков электромобилей и многоразовых ракет, создателей трансгенных бактерий, нейроинтерфейсов и вакцин от рака. Все это базируется на тех самых классических естественнонаучных дисциплинах, на которых «сложно учиться» и куда никто в Украине не идет.

А вот дипломированные менеджеры малых торговых точек, и горничные с высшим образованием в современном мире не дают стране никакого конкурентного преимущества. Все эти люди, которым было «легко учиться», тянут нас под плинтус. Это может показаться неочевидным, но именно на них зиждется система тотальной некомпетентности, кумовства и всепроникающей коррупции. Те, кто ничему толком не выучился и не имеет целостного кругозора, дорвавшись до власти, будут поощрять появление себе подобных полуграмотных невежд, окончивших «легкие» школы и факультеты. Это негативный отбор в действии.

Пока доминирующая парадигма не сменится с «легко учиться» на «сложно, но интересно» ожидать каких-то технологических и экономических прорывов в стране не приходится. «Легко учиться» - это разруха в головах, а от нее, как известно, нет спасения.

Поширити у соц. мережах: