В преддверии цикла семинаров Гордона Ньюфелда в Киеве в октябре «Освіта Нова» решила порадовать своих читателей и передать в публикации основные посылы, которые прозвучали в его выступлении «Отношения имеют значение» на конференции TEDx в Ванкувере.
Свое выступление Ньюфелд начал с ремарки о том, что любит кататься в лесу на велосипеде, наслаждаясь свежим воздухом и звуками природы. Но при этом испытывает одно неудобство –деревья загораживают вид, и у него время от времени возникает желание найти место, которое бы позволило насладиться видом леса.
Эта ситуация отлично отображает картину мира, в котором мы живем. Лес – наша жизнь, деревья – детали информационной эры, которые нам мешают увидеть картину целиком. Не видя картину целиком, мы не пониманием значение деталей. Он признается, что это его сокровенное желание – чтобы детали не мешали видеть общую картину.
Отношения имеют значение. Они могут изменить к лучшему образовательную систему и восстановить природную интуицию у родителей. Мы – создания, которые стремятся к единению, контакту и близости, для нас важна привязанность, и если этого нет, то мы становимся очень уязвимыми: «Нет большего стресса, чем расставание с теми, к кому мы привязаны».
Отношения – это контекст, в котором происходит естественное обучение, родительство дается легче, а терапия становится эффективной. Отношения – это контекст, в котором должны расти и развиваться дети, раскрывая весь свой потенциал, в частности к обучению.
Для подтверждения важности контекста Ньюфелд рассказал историю из своей жизни. Его невестки предоставили ему возможность заботиться о внуках. Но если один внук в нем души не чаял, то второй отвергал все попытки деда наладить контакт. Один и тот же человек, в одной и той же роли, с тем же самым набором умений и регалий. Но это все для второго внука не имело значения и даже то, что дедушка его очень любит. По мнению внука, ситуация, в которой о нем заботится дедушка, была неправильной. Значение имело только то, что он был недостаточно привязан к деду, чтобы позволить тому о себе заботиться.
Природой предусмотрено, чтобы о детях заботились только те взрослые, которых они приняли в свое сердце. Если родители в неправильных отношениях со своими детьми, то в подростковом возрасте они будут сторониться родителей, потому что так будут подсказывать им их инстинкты. Родители в такой ситуации не могут служить источником комфорта.
Человек занимается родительством уже тысячи лет и, скорей всего, никогда и не знал досконально, что и как делать. Но раньше у родителей было нечто, что мы не можем больше воспринимать как данность и речь идет о сердцах наших детей.
Культура прошлого выполняла свою функцию, привязывая детей ко взрослым, которые несли за них ответственность. Современная культура потерпела неудачу в этом, она больше служит доллару, чем отношениям.
Сейчас на тему воспитания есть море информации – о воспитании детей изданы тысячи книг, написаны миллионы статей, мы можем найти ответ на любой вопрос в Google или обратившись к эксперту. Несмотря на все это, родительство становится с каждым годом все сложнее. Причина обманчиво проста, считает Ньюфелд. Мы теряем контекст, в котором надо растить детей, и начинаем искать ответы на свои вопросы не там, где надо.
Мы спрашиваем: «Что мне делать?» вместо «Как мне ответить на потребности ребенка в отношениях?», то есть вместо поисков ответов извне, ответ следует искать в себе. Отношения имеют значение. Их нужно беречь и развивать, помнить о том, что для ребенка очень важна привязанность к заботливым взрослым. В постиндустриальную эру мы решили, что контекст для работы с детьми – это наша роль по отношению к ним, а не их отношения с нами, мы уверовали, что знания – сила, но это не так в родительстве и в обучении.
Как определить, готов ли ребенок к школе? Чтобы ребенок в школе учился, нужно чтобы у него были развиты любознательность и чувство принадлежности, способность учиться на своих ошибках и осознавать свои чувства и мысли. А это характеристики, которые не передаются генетически. Но мы как взрослые можем создать условия, в которых эти качества у ребенка разовьются. Это тот потенциал, который заложен в нас природой, он спонтанный, но не неизбежный. Это результат истинного развития и взросления. Насколько развиты эти качества, зависит от того, сколько естественного развития происходило дома.
Человечество как никогда продвинуто сейчас в образовательной педагогике и технологиях, учителя и студенты обладают колоссальными знаниями. Но те, кто вращается в образовании (преподаватели), признаются, что обучения сейчас происходит очень сложно.
Дети на домашнем обучении показывают лучшие академические результаты, чем те, кто учится в школе. И этому есть только одно объяснение – отношения имеют значение.
Из-за недостатка естественного контекста в школу идут дети, которые неспособны учиться у тех, к кому они не привязаны. Им для раскрытия своего потенциала к учебе нужна привязанность к учителю. Обучение идет за привязанностью. Дети прислушиваются к тем, к кому привязаны, хотят на них быть похожими, подвержены их влиянию, перенимают их ценности.
Не так важно, насколько квалифицирован и опытен учитель и какого педагогического подхода придерживается. Сила отношений «ученик – учитель» не вызывает сомнений ни в дошкольном образовании, ни в старшей школе, ни в вузе и ни даже в обучении взрослых.
Из-за засилия деталей как преподавать, что преподавать, когда применять технологии в образовании мы утратили перспективу контекста отношений. А Сократу эти детали не мешали видеть общую картину. Однажды Сократа спросили, почему его метод не сработал на одном из его учеников. На что он ответил, что он не мог этого ученика ничему научить, потому что тот не любил своего учителя. И снова – отношения имеют самое важное значение.
Это истина, которую мы теряем из виду – нам нужны сердца наших студентов, чтобы получить доступ к их умам. Каждый суперучитель владеет этим секретом.
На интуитивном уровне мы все владеем этим секретом, считает Ньюфелд. Взять, к примеру, родителей детей, которые пошли в школу. Что волнует взрослых в первую очередь? Квалификация и регалии учителя? Педагогический подход? Программа? Нет, конечно. В первую очередь, они, затаив дыхание, ждут новостей о том, понравился ли учитель ребенку, и будет ли учитель любить ваше чадо.
Интуитивно мы понимаем, что главное слагаемое успеха в учебе, по крайней мере у незрелых детей, – отношения. Поэтому нужно культивировать отношения «учитель – ученик», учителям стоит помнить о том, что значение имеет, не кто они, а кем они являются для своих учеников.
Хорошая новость об отношениях – никогда не поздно изменить свое поведение, всегда можно что-то сделать для отношений. Не надо бояться потерять из виду детали, потому что истина не в них, а в общей перспективе, которая существует в независимости от того, отдаем мы себе отчет в ней или нет.
Программа семинаров Гордона Ньюфелда в Киве:
11 октября
10:00 - 18:00 "Казнить нельзя Помиловать"
ДИСЦИПЛИНА БЕЗ НАРУШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ
12 октября
16:00 - 20:00 "Сломаться? Устоять? Расцвести!"
ОТ СТРЕССА И ТРЕВОГ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
13-14 октября, 10:00-18:00 Двухдневный Интенсив
Танец отношений.
БЛИЗОСТЬ И ПРИВЯЗАННОСТЬ В ПАРЕ
Регистрация и цены: http://alpha-parents.com