Data?1534404435

Какой он – семейный лагерь? А если его организовывает Шалва Амонашвили, основоположник гуманной педагогики? Светлана Залужная, директор DEC life school побывала с мужем и детьми в этом лагере и поделилась впечатлениями.

Десять дней в Грузии не были похожи на отдых в пятизвездочной гостинице с хинкали, вином и танцами. С 9 утра до 10 часов вечера, взрослые проходили свою программу (и работали над своим развитием), дети свою. Светлана рассказывала о взрослой.

Шалва впечатлил своим умением сочетать традиционные ценности с современными технологиями и видением будущего. В его понимании гуманный педагог – тот, кто ведет к самопознанию, чувствует устремления ребенка и поддерживает его интересы, верит в то, что ребенок – безусловная ценность.

Светлана отметила, что все лекции сводились к теме САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, которое и есть путь к воспитанию детей. Шалва считает, что невозможно ребенка научить чему-то, что недоступно пока тебе. Хотите, чтобы ребенок читал, читайте сами. Если вы читаете много сами, а ребенок нет, не спешите делать выводы, просто сейчас ему нужнее что-то другое. А тяга к чтению появится чуть позже.

Один из важных инсайтов Шалвы о том, что наши дети – не наши дети, они пришли в этот мир со своей миссией и с этой мыслью надо жить и родителям, и учителям. Не надо иметь планы на ребенка, потому что планы на него есть у Бога.

У наших детей для реализации своей миссии есть общие черты:
- щедрость, 
- доброта, 
- сотрудничество (желание тусить вместе и делать проекты), 
- интуиция (чувство знания, дети приходят в это мир не чистыми листами, они приходят со знаниями)
- чувство красоты (они ее видят там, где не замечаем ее мы, взрослые)
- свобода.

Шалва считает, что семья и школа – те два института, которые влияют на ребенка. Но 70% влияния отводится семье. А школа – это не здание, это учитель, человек, который работает с учеником, это лестница на пути развития ребенка. Именно в школе стоит растить не гражданина мира, а украинца, грузина и т. д., ребенок должен понимать, где его корни, чтобы всегда знать ответ на вопрос «Кто я?».

Взрослым, учителям и родителям, всегда стоит помнить о ПРИРОДЕ ребенка, которая состоит из свободы, взросления и развития. По сути, и мы, и дети хотим одного и того же – свободы, взросления и развития, только стратегии мы используем разные.

СВОБОДА для ребенка – возможность выбирать. ВЗРОСЛЕНИЕ – дети всегда хотят чувствовать себя старше. Именно поэтому они так зависимы от гаджетов. Там у них есть выбор – во что и как играть, там они имеют право решать, и чувствовать себя взрослыми. Ищите возможности давать детям почувствовать себя взрослыми, не запрещайте, если это не критично для жизни. РАЗВИТИЕ ребенка многократно ускоряется, если есть рядом значимый взрослый, который излучает любовь и заботу, ведь именно он подталкивает ребенка в зону ближайшего развития.

Михаил Пришвин сказал однажды: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя». Эта идея лежит в основе философии Шалвы. Он рекомендует воспитывать детей ОБРАЗами, дорисовывая как художники нужное и четко понимая, куда вы ведете свое чадо.

Дорисовывайте ОБРАЗ. Подчеркивайте нужное. 
Сам Шалва был двоечником до определенного момента. Пока одна учительница не подошла к нему и не сказала, что у него поэтический взгляд. Этого было достаточно, чтобы он вышел из образа двоечника и стал талантливым. Мы как художники должны дорисовывать образ своих детей.

Для понимания «дорисовывания» Шалва предложил следующую практику. Представьте своего ребенка и себя через 30 лет. Какие у него должны быть качества личности (мужественность, доброта, умение доводить дела до конца и т.п.)? Запишите их. Запишите также его знания и умения (коммуникабельность, эмпатия, умение вести за собой и т. п.). Проставьте баллы по 10-балльной шкале по наличию этих качеств и умений у себя и своего супруга, а потом запишите, сколько баллов вам бы поставил по этим позициям ваш ребенок.

Шалва рекомендует воспитывать ребенка не стихийно, от случая к случаю, и не традиционно, опираясь на авторитарную систему, а системно — приняв идею о ПРИРОДЕ и МИССИИ ребенка, и поставив во главу угла главные добродетели человека – благородство и великодушие.

В подростковом возрасте дети не настроены на контакт со взрослыми. Пишите ПИСЬМА, их они точно прочтут. Сам Шалва своей дочери Нино в течение 4 лет писал письма. Они были важны, потому что когда он перестал их писать, сразу получил вопрос, почему нет писем. Сыну Паату Шалва написал первое письмо, когда тому было 16 лет. Можно писать от имени любимого героя, чтобы, например, герой настаивал на выполнении задания, не мама с папой.

Когда сыну Шалвы было 12 лет, он довел маму Валерию до слез. Шалва считает, что с детьми никогда не стоит ни о чем разговаривать, пока не утихнет накал страстей. Через неделю отец вызвал сына на МУЖСКОЙ РАЗГОВОР. Шалва сказал: «Хочу, чтобы ты дал мне СОВЕТ. Однажды я пообещал своей любимой женщине, что никогда не дам ее в обиду. Как ты считаешь, это правильно?». «Конечно, правильно», — ответил он. И тогда Шалва ему сказал: «Теперь помоги мне, пожалуйста. Я не знаю, как быть со своим сыном, который обидел мою любимую женщину. Подскажи, что мне делать. Ведь я дал ей обещание». «Накажи меня», — сказал сын. «Зачем? Я не для этого тебя позвал. Нас двое, и мы должны защищать наших женщин. Поможешь мне в этом?». Они договорились, что этот разговор останется между ними.

И последний инсайт и напутствие Шалвы – каждое утро нужно спрашивать себя, зачем я живу, какая моя миссия и в соответствии с этим планировать свой день, чтобы вечером было ощущение, что день прожит не зря.

Что Шалва Амонашивли рекомендует к прочтению:
-Джебран Халиль «Пророк»
-Николай Бердяев «В чем смысл жизни»
-Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!»»
-Морис Метерлинг «Синяя птица»
-Антуан де сен Экзюпери «Маленький принц»