Data?1531107666

Голос – основное средство общения. Но мало, кто осознает, как сильно он влияет на окружающих. Ницше однажды заметил, что «Мы часто отказываемся поверить в идею просто потому что нам не понравился тембр голоса человека, который ее озвучил».

Но у меня для вас хорошие новости – вы способны изменить свой голос так, чтобы расширить оказываемое влияние. А если вы учитель, руководитель, учитель, продавец, консультант, коуч, спикер и т. п., то вам для работы очень нужно, чтобы голос был приятным.

Вот ваши три главных секрета приятного (способного влиять) голоса:

- в вашем теле нет зажатостей, оно расслаблено;

- вы поддерживаете голос дыханием и он свободно резонирует;

- ваша речь разнообразна и грамотна.

С рождения голос идеален, но с возрастом он подвержен влиянию комплексов, страхов и стрессов, которые держат мышцы, связанные с функционированием голосового аппарата в тонусе и не дают свободно двигаться диафрагме и легким, что и сказывается на характеристиках голоса.

Окончив консерваторию, я в течение 20 лет изучала и сейчас продолжаю изучать возможности голоса для обучения, развития личности, повышения жизненной энергии и ораторства. В результате я стала коучем и бизнес-тренером, разработала авторскую методику «Осознанное звучание» и тренинг «Сила голоса», по которым работаю с детьми, учителями, беременными женщинами и корпоративными командами.

В основе методики лежит вокалотерапия, один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.

Пению сегодня учатся не только ради самого умения, но и для лечения ряда психических расстройств – апатии, депрессии, неврозов и фобий. Благодаря тому, что пение развивает легкие и увеличивает их емкость, его рекомендуют при бронхиальной астме и других заболеваниях дыхательных путей. Оно к тому же укрепляет сердечную мышцу.

О том, что пение обладает целительными свойствами, известно с давних времен. Так, идеи о лечебном действии звуков можно найти в работах Платона, а Демокрит предлагал лечить хоровым пением некоторые психические заболевания. В Древнем Египте пением лечили бессонницу. Китайская медицина приписывала ему способность восстанавливать гармонию с природой. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков – мантры, которые до сих пор активно используются в йоге.

Но занятия пением, развитием голоса, позитивно влияют не только на здоровье, но и на отношения в семье, на работе, а значит и на карьеру. Я чувствую, как мои ученики, как дети, так и взрослые, после занятий наполняются энергией позитива, уверенностью и здоровьем. Перед тем как приступить к занятиям, я провожу диагностику, определяем проблематичные места и цели и начинаем работу – много общаемся, ставим произношение, делаем распевки и дыхательные упражнения, работаем с микрофоном и готовимся к публичным выступлениям.

Одна из моих учениц, 14-летняя Лиза, обратилась ко мне с просьбой помочь избавиться от страха публичного выступления, повысить уверенность в себе и научиться петь. Мы занимались один раз в неделю. Через месяц она уже выступала на сцене. Этот навык ей очень пригодился в школе. Улучшились оценки, она стала лучше и быстрее воспринимать новый материал. Ее стали приглашать вести школьные мероприятия.

Научиться управлять голосом вполне под силу любому человеку. Для этого есть несколько упражнений.

Упражнение 1

Откашляйтесь. Сделайте вдох-выдох. Расслабьте мышцы шеи. Начните спокойно и негромко тянуть звук “А” и при этом медленно наклоняйте голову вперед. Прислушайтесь к тому, как меняется звук. Вы увидите, как положение головы его изменяет и окрашивает. Найдите «свое звучание голоса», наиболее приятное, при этом голос должен быть расслабленным, спокойным. Найдите позу, в которой вам легче всего говорить красивым и приятным голосом.

Упражнение 2

«Помычите» с закрытым ртом, как это делают люди в задумчивости, постепенно повышайте тон. Найдите наиболее приятный по высоте тон, потренируйтесь его воспроизводить/

Упражнение 3

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: иииииииии, ээээээээээээ, ааааааааа, ооооооооо, уууууу, ыыыыыыыыы.

Упражнение 4

Особое внимание уделите звуку «Р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» рррррр как трактор. После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «Р» произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т. д.

А в моей следующей статье я расскажу, как сделать свой голос и интонации эффективными в преподавании.