Osvitanova.com.ua

Иветта Деликатная, основатель Школы будущих взрослых 11-22

Насколько я прочитала между строк, глобальная задумка, стоящая за этим решением, дать возможность специализировать школьников уже к старшим классам. То есть в начале пути обучить их базовым общим наукам, а в последние годы увести их уже в специализацию, с которой они выйдут в вузы уже более подготовленными и определившимися. Если в этом основная причина 12-летнего обучения, то я ее поддерживаю.

Артур Кочарян, директор департамента информационно-коммуникационных технологий в «Новопечерской школе»

Что мы ожидаем от школы? Для поступления в вуз нужно только ВНО. Если вы хотите поступить в вуз, нужно знать только те предметы, что выносятся на ВНО. И таким образом, переходите на домашнее обучение, с радостью посещаете все любимые кружки и готовите только три предмета для ВНО. А если мы хотим разгрузить ребенка, 12 лет — самое то. Все зависит от того, что мы хотим получить на выходе.

Наталья Лимонова, соучредитель Креативной Международной Детской школы

12-летняя система обучения общепринята во многих странах мира, в том числе США, Великобритании, Франции. Одна из самых современных и гармоничных систем — IB (Международный Бакалавриат) — тоже включает в себя 12 лет обучения. Но при этом, конечно, акцент делается не столько на наборе знаний и фактов, сколько на компетентностном подходе, обучении навыкам XXI столетия. Если мы последуем ведущему мировому опыту, при этом учтем специфику и культурные особенности нашей страны, то наша система образования только выиграет. Главное — кто и чему будет обучать наших детей, как сделать процесс познания интересным и увлекательным для современного ребенка, как развивать в нем критическое и креативное мышление, умение ориентироваться в условиях неопределенности и огромного количества информации, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

Олег Деревянко, общественный и культурный деятель, основатель Института Самореализации, в прошлом заместитель министра образования и науки Украины, отец троих детей

Перехід на 12-річну систему – це правильно, але лише у випадку, якщо з ним відбудеться запровадження справжньої трирівневої загальної середньої освіти – початкової (5-6 років), базової (4-3 роки) і старшої спеціалізованої (3 роки) школи – з академічною і педагогічною автономією вчителя і школи відповідно до сучасних вимог і потреб з використанням сучасних технологій і форм, включно з онлайн- і проектним навчанням, новою системою управління і фінансовою суб’єктністю школи, новою роллю вчителя і директора школи і відповідною перепідготовкою. І це також означає створення принципово нових педагогічних університетів і системи підготовки вчителів.

Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Любое предложение такого рода должно быть хоть как-то объяснено. Я когда даю задание своим сотрудникам, всегда объясняю, для чего это надо сделать, тогда они это делают с пониманием и с драйвом. Теперь по сути. Причин перехода на 12 лет может быть несколько, но какие именно — пока неизвестно.

1. Увеличенный объем знаний (но если знания будут такими же прокисшими, как и прежние, то тогда — зачем?)
2. Если это связано с армией (для мальчиков), то как это будет решаться?
3. Если нам нужно сравняться со стандартами Европы, то с какими именно? Потому что, скажем, в Швейцарии учатся 13 лет.
4. Если это связано с бюджетными деньгами, то откуда будут взяты средства на дополнительный год, если и так ни на что не хватает?
5. Как будут считать эти 12 лет? С 5 до 17, с 6 до 18 или с 7 до 19 лет? Родителей это очень сильно волнует…
6. Будут ли ступени школ разделены физически? Чтобы здания были различными для начальной школы, средней школы и старшей школы? Потому что на Западе старшие дети 9-12 классов как правило отделены от малышей.
7. Как будет переформатирована программа и как будут решаться проблемы с учебниками? Будут ли эти учебники по-прежнему бумажными и в постоянном дефиците или электронные учебники или интернетные?
8. Если и решат переходить на 12 лет, почему бы не начать с пилотного проекта, чтобы проверить все технологии?
9. Предлагается в 11-12 классах акцентировать внимание на компетенциях (бизнес, командность, soft skills). Это-то хорошо, даже отлично, но на самом деле все эти компетенции надо воспитывать с равной скоростью с начальной школы. Потому что это именно компетенции, а не знания химических формул или котангенсов.
10. Во всем мире считают не сколько лет (10-11-12-13), а какое количество учебных дней в году. У нас 180, в Китае 240, в Финляндии 200 и т.д. Это более точный индикатор того, сколько по времени надо учиться, чтобы освоить всю школьную программу.
11. Действительно, на Западе школа так и называется К-12 (что значит 12 лет). Но тогда нечего морочить нам голову и впадать в ненадежный эксперимент, а взять и перенять всю американскую систему К-12, и дело с концом. Будут рады все. 

12. А теперь главное. Реформа образования состоит вовсе не в количестве лет. Реформа состоится, если мы найдем ответы на главные базовые 7 вопросов: чему учить, кем учить, как учить, зачем учить, как управлять этим, сколько это будет стоить и какой в конце концов мы будем иметь результат? Именно такую реформу мы начали в качестве пилотного проекта по Киевской области, и именно так подход я предложил на конкурс в Америке на создание лучшей в мире системы образования (и мой подход позволил нашей команде пройти в полуфинал и войти в число лучших 50 команд из 700). Значит, надо действовать по-современному. Я думаю, что в любом случае мы будем продвигаться по пути реформы системы образования на радость детям, родителям, учителям и всей стране.

Поширити у соц. мережах: