Osvitanova.com.ua

Иветта Деликатная, со-основатель и директор SingularityU Kyiv Chapter, рассказала на конференции Connect Ukraine о будущем образования – как меняется мир, какие профессии уйдут и придут, в каких направлениях в ближайшее время ожидается прорыв. А “Освіта Нова» поговорила с Иветтой о том, чего ждать от украинской школы родителям и как им подходить к образованию детей.

По данным SingularityU, 63% наших детей будут работать в профессиях, которых сейчас не существует. До 2030 года появится 186 новых профессий, а 57 исчезнут. Эти цифры должны натолкнуть родителей на мысли о том, чему учить детей и как подготовить ребенка к будущему. 

Технологии настолько меняют нашу жизнь, что уже сейчас мы спокойно говорим про автомобили без водителей. Вероятно, нашим детям не придется учиться водить машину. Технологические развитие приводит к тому, что человек-профессионал своего дела должен становиться мультидисциплинарной личностью. Будущие профессии лежат на стыке нескольких отраслей. Например, художник – генетик – журналист. Поэтому в будущем точно нужно уметь быстро овладевать новыми навыками и знаниями, учиться, переучиваться и вновь учиться.

Сферы, где в ближайшие годы ожидается прорыв:

 искусственный интеллект и роботостроение;  биотехнологии и биоинформатика;  медицина и нейронаука;  нанотехнологии и цифровое технологии;  сети и компьютерные системы.

 Топ 10 навыков будущего:

2015 год 2020 год 1. Решение сложных проблем 1. Решение сложных проблем 2. Координация с другими 2. Критическое мышление 3. Управление людьми 3. Креативность 4. Критическое мышление 4. Управление людьми 5. Переговоры 5. Координация с другими 6. Контроль качества 6. Эмоциональный интеллект 7. Ориентация на сервис 7. Суждения и принятия решений 8. Суждения и принятия решений 8. Ориентация на сервис 9. Активное слушание 9. Переговоры 10. Креативность 10. Гибкость сознания (new)

Будущие способности:

умение делать привлекательные вещи (дизайн); искусство убеждения (рассказ); эмпатия (сопереживание, умение читать эмоции), забота и внимание; юмор и игра; симфонизм (умение видеть взаимосвязь разрозненных явлений); способность видеть цель.

Понятно, что получить такие навыки, учась только в школе или университете, изучая одну отрасль, невозможно. Технологии приводят к тому, что изменение в одной сфере влекут за собой изменения и в других. Именно поэтому возникают новые форматы учебных заведений, такие как Университет Сингулярности. Возникает потребность к переквалификации учителей в менторов, которые будут не просто передавать знания, а наблюдать за целесообразностью получения знаний и пользой от их применения. Так появляются «новые» люди – зрелый 19-летний человек, который не заканчивал вуз, но знает намного больше, чем написано в учебниках, и может применять эти знания в жизни.

Иветта, исходя из ваших знаний и прогнозов о будущем, новейших технологий, каким должен быть запрос современного родителя на образование ребенка?

Для начала запрос должен быть на формирование свободного ребенка. Интеллект и знания важны и нужны, конечно, но в первую очередь, ребенок должен быть уважаем и признан как личность. И в этом, мне кажется, самая большая проблема. Потому что родитель не воспринимает ребенка таковым и не в состоянии сформировать этот запрос даже к себе, не говоря уже о запросе государственной системе. Зачастую родитель недостаточно умен и свободен, чтобы воспитать
свободную личность.

Я не говорю о продвинутых родителях. Если вы занимаетесь альтернативным образованием, наверняка находитесь в сообществе людей прогрессивных, которые понимают ценность свободного человека. Но 99% родителей Украины – люди, которые не готовы принять свободного ребенка, не готовы уважать его мнение и считаться с ним, не готовы позволять ему задавать неудобные вопросы. И такой родитель не может сформировать запрос системе.

И все таки, какой вопрос школе должен задавать родитель, чтобы понять, подходит ли она ребенку?

Давайте вспомним статистические данные: в ценностях украинцев на первом месте – воспитание ребенка, а на последнем – образование ребенка. Это – две точки, находящиеся на разных уровнях шкалы. Рождение ребенка воспринимают с точки зрения «накормить – помыть – отвести в садик или школу». А вот в какую школу отвести, что он там будет получать и на что там действительно надо «скинуться» - вот эти вопрос родители задавать не умеют. Качество образования – вот первое
требование любого родителя.

Учитывая, что родители хотят воспитывать счастливых детей, я бы все равно призывала их смотреть, насколько уважительно школа относится к их ребенку как к личности. Та ли эта школа, где на него не кричат, разговаривают, как со взрослым, и чистые ли там туалеты с кабинками.

Знаете, именно с чистого санузла начинается правильная школа. Ведь там, где нет индивидуальных, закрывающихся кабинок – нет уважения к ребенку.

И потом уже надо задаваться вопросами учебников, программы и так далее.

Многие альтернативщики рекомендуют смотреть как раз не на внешний вид школы, а искать «правильного» человека – учителя. Вы согласны? Как выбрать «правильного»?

Подбирая учителя, нужно учитывать особенности ребенка. Кому-то нужна более мягкая и спокойная атмосфера, кому-то – наоборот. Согласна, что в младших классах учитель – самое важное. Потому что в этом периоде речь идет не столько о знаниях, сколько о том, чтобы не отбили любовь к обучению. Нужен такой учитель, чтобы ребенок хотел ходить в школу.

Но в целом, каким должен быть учитель? Он должен уважать ребенка прежде всего. Не кричать, не подвергать сомнению способности ребенка.

Можете привести пример альтернативных школ Украины, которые Вам нравятся?

Мне кажется, что все альтернативное образование, которое сейчас появляется в Украине, – это улучшенная текущая система. То есть, отремонтированные здания, чистые туалеты, хорошие учебники и методики.

Но это – лишь рихтовка существующей системы, а не ее подрыв, не изменение принципов образования.

Возможно, альтернативная школа и не может это делать, потому что не соответствует государственным стандартам образования и не может выдать аттестат. А родителей, готовых отказаться от аттестата средней школы, единицы.

Но и в мире схожая ситуация. Насколько я помню, в среднем по миру процент демократических школ не превышает 5%. Где-то больше, например, в Израиле, где-то меньше, как у нас. Но основную массу детей воспитывают в обычной школе. Я не такой уж эксперт в среднем образовании, не посетила десятки школ в мире и Украины, и не могу их сравнивать.

Но то, что вижу из критики: весь мир ищет ответы на то, каким будет будущее образование, и не находит. Каждая страна щупает свои форматы.

Но глобальная проблема в том, что система образования слишком заскорузлая отрасль сама по себе. С точки зрения Элвина Тофлера («Новая волна богатства»), система образования занимает одно из последних мест по скорости развития. Она отстает даже от системы государства. Слишком инертная, огромная махина, которую трудно реформировать. А добавить к этому еще факт, что результаты нынешних реформ увидите только через 10-20 лет… Поэтому нет единого ответа на вопрос о том, какой должна быть школа будущего.



Процессы, которые происходят в средней школе сейчас, очень правильные. Все, что учат дети, должно стать максимально приближено к практике и реальной современной жизни. Уверена, даже украинская система может перенастроиться, привнести новые методики, чтобы перейти к такому формату – от теории, которую дети сейчас изучают в школе, к тому, как ее применять в жизни.

Что я вижу точно: высшее образование – умрет. Его даже реформировать не надо. Не успеем

На месте государства я бы даже не думала о нем. 3-5 лет обучения для большинства профессий не нужны. Возможно, это не касается, например, медиков. Но в остальных профессиях нужные навыки можно получить, посещая множество курсов, наслоенных на практику. Ребенок из школы должен выходить в мир свободным, хорошо мыслящим, умеющим коммуницировать, отлично осознающим себя как личность, и понимать, каких знаний ему не хватает для той профессии, что он выбрал, и добирать их краткосрочными курсами, параллельно работать. Менять профессии в течение жизни несколько раз, постоянно переучиваясь. Вот и вся система высшего образования.

Это звучит все хорошо, но есть нюанс с учителями, большинство из которых старой закалки. Как можно и можно ли переобучить такое количество людей?

Можно. Это вопрос системной работы и менеджмента. Но в целом да, сейчас в педвуз идут те, кто не поступил в другие ВУЗы. И тут вопрос о престижности самой профессии учителя, сложной и важной. А еще, как маркетолог, я считаю, что рынок спасет все.

И чем быстрее Минобразования отпустит регуляторные вещи и даст теме альтернативного образования развиваться, тем быстрее рынок сам покажет, какие модели максимально правильные для нас. Бизнес всегда мобильнее.

И если появятся альтернативные школы, которые будут воспитывать новое поколение учителей, это общество будет разрастаться. Я верю в то, что надо отпустить ситуацию и дать новым школам возможность развиваться. Только так перейдем к новому рынку образования. При этом нельзя убивать старую систему. Ведь 3,8 млн детей в стране учатся в этой системе. Куда
они пойдут?

Мы насчитали, что всего 0,85% школ, даже не 1% - альтернативных в Украине.

Да! Потому когда вижу призывы людей «снести министерство, всех уволить», злюсь. Система должна реформироваться, а параллельно можно тестировать на нас новые форматы. Давайте сделаем Украину полигоном для создания новых моделей в образовании. Пожалуйста, любые мозги мира, приезжайте и пробуйте любые системы в нашей стране. Вот это было бы здорово! Тем более, что сейчас идет реформа децентрализации, которая будет этому способствовать. Но все равно такие форматы покроют меньшинство, остальным придется учиться в государственной системе.

Чему должна учить школа? Многие говорят о необходимости давать soft skills, а базовые предметы ребенок быстрее найдет в Google…

Одно не отменяет другое. Начнем с предметов. Ребенок должен их изучать. Другое дело, что в 10 классе он должен изучать не 16 предметов, а только те 4, которые выбрал и с которыми пойдет в вуз или куда-то дальше. Так построена западная система – сначала ребенок изучает максимальное количество предметов, а потом отсекает что-то и выбирает то, к чему склонен, проходит
параллельно кучу тестов, которые показывают, правильно ли выбрал путь.

Soft skills надо внедрять несомненно. Но это ж не отдельные предметы, а навыки, которые получают именно благодаря правильному подходу к обучению. Например, по истории не просто факты зазубривать, а рассуждать: «Правильно ли было решение такого-то персонажа начать в войну?» Допускать детей к рассуждению. То есть, брать такой подход критического мышления к обучению в целом, а не смотреть на каждый предмет отдельно.

Методики должны быть изменены для максимальной практичности каждого изучаемого предмета.

Что порекомендуете родителям?

Знаете, самая большая проблема детей – их родители. Потому, во-первых, призываю каждого родителя понимать меру своей ответственности перед ребенком. И во-вторых, нужно понять место образования в жизни вашего ребенка. Интересоваться и школой, и подходами к обучению, и всем, что там происходит с ребенком.

Ирина Порецкая, "Освіта Нова"

Поширити у соц. мережах: