Osvitanova.com.ua

Светлана Залужная, директор DEC Life School, во время выставки «Образование за рубежом» рассказала, почему возникают проблемы в общении между родителями и учителями, или даже администрацией школы, и что могут сделать обе стороны, чтобы наладить эти отношения.

 

В чем на самом деле проблема отношений учитель-родитель?

«Когда я общаюсь с педагогами в школах разного формата – и государственных, и частных, и альтернативных, узнаю, что их самая большая точка боли – отношения с родителями», – говорит Светлана.

Если проблема одинакова для всех, значит, проблема не в конкретной школе или родителе, а нашего общества в целом, на уровне социальной составляющей.

Отношения родители - школа всегда обозначаются как сложные априори.

Интересно, что при такой ситуации у родителей и учителей в школе схожие потребности.

 

Потребности родителя

Потребности учителя

Забота о ребенке

Забота о ребенке

Желание установить связь

Желание установить связь

Принадлежность к группе

Принадлежность к группе

Любовь к своему ребенку

Любовь к своему делу

«Я хорошая мама» – самореализация

«Я хороший педагог»  – самореализация

 

Если у обеих сторон одинаковые потребности, почему между ними нет взаимопонимания? В центре этих отношений стоит ребенок. Почему же часто ребенок становится центром раздора, а не объединяющим фактором? Чем это обусловлено?

1. Мы, родители, редко приходим в школу с каким-то позитивным посылом.

Всегда визит родителя в школу сопряжен негативным окрасом. Нет в нашей культуре привычки говорить учителю, что «мой ребенок сегодня с удовольствием встал и пошел в школу», или «мой ребенок говорит, что ему нравится ваш предмет».

Родители не говорят о позитивных мелочах, при этом всегда приходят на конфликтную ситуацию. Это касается и учителей, которые тоже не говорят о позитивных мелочах в случайном общении с родителем.

2. Мы не умеем ясно и четко просить, конструктивно критиковать.

Мы общаемся эмоционально и не умеем давать конструктивную критику. Мы редко говорим, какие конкретно слова или поступки учителя нас не устраивают, а выливаем эмоциональный поток слов без какой-то ясности в ситуации.

Примерно 1,5 года назад в DEC Life School начали внедрять метод ненасильственной коммуникации (ННК). Заключается он в том, чтобы все наши эмоции и чувства, в том числе критику и осуждения перевести на умение человеческим языком выразить свои потребности – что мне на самом деле нужно, какие ощущения я испытываю в этих ситуациях. Этот метод школа активно применяет как в отношениях учитель-ученик, так и школа-родитель.

Одно из правил ННК – 9/1. Чтобы пережить 1 конфликт между любыми людьми и повысить шансы услышать друг друга в нем, нужно до этого прожить как минимум 9 позитивных разговоров на разные темы.

В нашей же культуре отношений родители - учителя не создается депозит хороших отношений. Мы встречаемся только по плохим поводам, и часто родительские собрания превращаются в контейнеры таких поводов.

В DEC Life School верят, что родительские собрания – это зло, потому что:

Они бывают редко. На них говорят только о трудностях. Нет личного контакта, который нужен каждой стороне – и родителю, и учителю. Стыд и уязвимость для всех сторон. Сравниваем детей. Потеря времени. Все вопросы «в одну кучу».

Родительское собрание – это сплошная негативная эмоция для родителей. Они вызывают ощущение, что ты оголяешься в присутствии других людей и слушаешь то, что тебе иногда неприятно слышать, потому что открыто обсуждаются достаточно личные вопросы. К тому же, приглашая родителей на час-два в школу, пытаются решить все вопросы сразу – и образовательные, и организационные. При этом настоящая потребность и родителей, и учителей – быть увиденным и услышанным, говорить о ребенке, узнать или рассказать о нем что-то новое – остается открытой.

Как общение с родителями организовано в DEC Life School:

Индивидуальные встречи с каждой семьей. Индивидуальные встречи с каждым учеником. Личные встречи с тьютором или наставником школы для родителей. Родительский клуб (для родителей, которые хотят участвовать в жизни школы).

«Родительские собрания мы заменили на индивидуальные встречи. Мы как школа готовимся к каждой встрече с родителем. И учим родителей тоже готовиться к этой встрече, чтобы она была конструктивной, каждый мог сказать все, что хотел сказать друг другу. И чтобы она имела как можно меньше эмоционального окраса», – говорит Залужная.

Есть много педагогов, которые отлично знают свой предмет и умеют его доносить. При этом они абсолютно не обучены обычной коммуникации между людьми. Нас никто этому не учил. «Потому в своей школе мы целенаправленно обучаем учителей коммуникации. И нам не стыдно признаться в этом. Никто не готовил нас к тому, чтобы вести переговоры и строить отношения с родителями. Это – новый навык», – говорит Залужная.

3. Не умеем благодарить.

И это не требует дополнительных разъяснений.

 

Что уже сейчас могут сделать родители, чтобы наладить отношения с учителями?

Госсистема быстро не изменится, чуда ждать не стоит. Ввести индивидуальные встречи с родителями, слышать абсолютно каждого родителя – это иллюзия в рамках госшколы, и все это понимают. Так что уже сейчас можно сделать и внедрить в жизнь?

Навык коммуникации – это навык XXI столетия, которому мы должны обучить наших детей. А чтобы научить кого-то, надо и самим этим навыком овладеть.

Если родители начнут менять родительские коммуникации, своим же примером они могут обучить этому и учителей, и детей. Другими словами, можно своим примером показать, как бы вы хотели, чтобы с вами общались. Не ожидать от учителя, а взять ответственность на себя.

1. Замечайте хорошее, говорите учителю об этом, благодарите.

Нужно учить себя давать позитивную обратную связь учителю. «Мы не привыкли замечать хорошее и давать этому оценку», - говорит Светлана. Вы можете начать благодарить учителей за то, что конструктивно было хорошо – что ребенку нравится, чему научился, в чем позитивные изменения. Это уже однозначно создает другую культуру общения. И без этого пункта невозможны какие-либо изменения.

2. Формулируйте четко ваши ожидания от учителя и школы. Что важно? Что недопустимо?

Мы приходим в школу и говорим: «Моему ребенку не нравится преподаватель по английскому языку. Ему на уроке скучно». Это – неконструктивная критика. Критика и осуждение мешает реальному обсуждению вопроса и поиску решения, потому ее лучше из диалога убирать. Как же сказать иначе?

Например: «Мой ребенок говорит дома, что последние две недели на уроках выходил в туалет 15 раз, из чего я делаю вывод и предполагаю, что ему неинтересно».

Когда мы не требуем и не критикуем, а выражаем свою настоящую просьбу помочь разобраться в вопросе – это меняет окрас диалога. Рождает возможность решить проблему.

«Для разрешения таких вопросов мы в школе, и я лично со своими детьми, используем инструмент наблюдения, который называется «360 градусов», – говорит Светлана. Как это работает?

Приходит ребенок домой и говорит: «Меня били». Мы как родители переживаем, потому что это вопрос безопасности, а мы хотим заботиться о ребенке, и тут же начинаем действовать.

Новое предложение – исследовать ситуацию. Мы безусловно верим своему ребенку, но не всегда его слова стоит принимать за истину. Если происходит подобная ситуация, стоит подробно расспросить о ней у ребенка, потом – у друга ребенка, затем у одного учителя, другого. И в результате получить полную картинку ситуации. Часто она вырисовывается совсем не такой, как описывал наш ребенок.

Для того, чтобы успешно применять этот инструмент, надо дать время учителю в школе, чтобы он разобрался, а родителю нужно терпение – не реагировать моментально, а вникнуть и увидеть всю проблему.

«Намерение – это 90% успеха. Если намерение направлено на то, чтобы разобраться в ситуации, а не критиковать и быстро решить вопрос, тогда есть шанс, что все получится», – говорит Светлана.

3. Готовьтесь к встрече с учителем. Давайте ему конструктивную обратную связь

Важно говорить, какие конкретные слова и действия учителя вас раздражают, напрягают, пугают. «Перед тем, как прийти в школу или звонить учителю, рекомендую написать и несколько раз переписать текст беседы, чтобы постепенно убрать из него все эмоции и докопаться до ответа: «А что же я действительно хочу сказать этому человеку?», «Почему для меня это важно?», «Почему для моей семьи это недопустимо?» Разобраться и сказать конкретно, что именно меня, как родителя, не устраивает», – советует Светлана.

Меняя личную коммуникацию со стороны родителей, могут измениться отношения и со стороны учителей. Так сформируется новая модель отношений учитель-родитель.

«Я не верю, что просто произойдет чудо и благодаря реформам сотни тысяч преподавателей начнут понимать родителей, или наоборот. Гораздо выше шансы, если каждый родитель начнет с себя, нового формата коммуникаций, и обучит учителя. Когда другой человек понимает, что к нему приходят с конкретным человеческим запросом для своего ребенка и говорят об этом человеческим языком, он точно изменится», - говорит Светлана.

Список рекомендованной литературы, которая поможет наладить коммуникацию:

Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» А. Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» И. Млодик «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей» Д. Сигел и Т.Брайсон «Хватит истерик. Комплексный подход к гармоничному воспитанию ребенка» Д. Сигел и Т.Брайсон «Секреты мозга. 12 стратегий развития ребенка» Т. Аксенова «О силе обратной связи для детей и взрослых» «Обратная связь: три правила дружбы со своим ребенком» «Правило обратной связи в семье и на работе» И. Игольникова «Как правильно давать обратную связь своему ребенку»
Поширити у соц. мережах: